Авторизация

Поиск

Упражнения к уроку «Тропы»

ЗАДАНИЯ К УРОКУ НА ТЕМУ:

«ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ РЕЧИ. ТРОПЫ»

Упражнение №1

В отрывке из «Евгения Онегина» А. С. Пушкина укажите известные вам тропы.

Гонимы вешними лучами,                          Еще прозрачные, леса

С окрестных гор уже снега                         Как будто пухом зеленеют.

Сбежали мутными ручьями                     Пчела за данью полевой

На потопленные луга.                Летит из кельи восковой.

Улыбкой ясною природа                      Долины сохнут и пестреют;
Сквозь сон встречает утро года;                         Стада шумят, и соловей

Синея блещут небеса.                       Уж пел в безмолвии ночей.

Упражнение №2

В отрывке из «Евгения Онегина» А. С. Пушкина укажите известные вам тропы, особо выделите метонимию.

I. В те дни, когда в садах Лицея                Открыла пир младых затей,

Я безмятежно расцветал,                          Воспела детские веселья,

Читал охотно Апулея,                                             И славу нашей старины,

А Цицерона не читал,                                             И сердца трепетные сны.
В те дни в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,

Близ вод, сиявших в тишине,                         П.   И свет ее с улыбкой встретил;

Являться муза стала мне.                          Успех нас первый окрылил;

Моя студенческая келья                            Старик Державин нас заметил

Вдруг озарилась: муза в ней                                 И, в гроб сходя, благословил.

Упражнение №3

В данных отрывках из «Евгения Онегина» А. С. Пушкина укажите эпитеты и сравнения. Для чего поэт использует эти лексические образные средства?

Всегда скромна, всегда послушна,                      Итак, она звалась Татьяной.

Всегда, как утро, весела,                           Ни красотой сестры своей,

Как жизнь поэта простодушна                   Ни свежестью ее румяной

Как поцелуй любви мила;                           Не привлекла б она очей.

Глаза, как небо, голубые;                           Дика, печальна, молчалива,

Улыбка, локоны льняные,                          Как лань лесная боязлива,

Движенья, голос, легкий стан,                   Она в семье своей родной

Всё в Ольге... но любой роман                  Казалась девочкой чужой.

Возьмите и найдете, верно,                                   Она ласкаться не умела

Ее портрет: он очень мил,                          К отцу, ни к матери своей;

Я прежде сам его любил,                           Дитя сама, в толпе детей

Но надоел он мне безмерно.                                  Играть и прыгать не хотела

Позвольте мне, читатель мой,                   И часто целый день одна

Заняться старшею сестрой.                                   Сидела молча у окна.

Упражнение № 4

В стихотворении С. Есенина укажите эпитеты, сравнения

Береза

Белая береза                                    И стоит береза

Под моим окном                               В сонной тишине,

Принакрылась снегом,                    И горят снежинки

Точно серебром.                              В золотом огне.

На пушистых ветках                       А заря, лениво

Снежною каймой                              Обходя кругом,

Распустились кисти                        Обсыпает ветки

Белой бахромой.                              Новым серебром.

Упражнение №5

В отрывке из романа И. С. Тургенева укажите точные определения и эпитеты. Объясните различие между ними.

Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными... Кое-где виднелись небольшие леса, и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатери­нинского времени. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками, под темными, часто до по­ловины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с пле­тенными из хвороста стенами и зависающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с на­клонившимися крестами и разоренными кладбищами. Сердце Аркадия понемногу сжималось. Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячон­ках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и об­ломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам. Казалось, они только что вырвались из чьих-то грозных, смертоносных когтей — и, вызванный жалким видом обессиленных животных, сре­ди весеннего красного дня вставал белый призрак безотрадной, бесконечной зимы, с ее метелями, морозами и снегами... «Нет, — подумал Аркадий, — небогатый край этот... преобразования необходимы... но как их исполнить, как приступить?..»

Упражнение №6

В данных отрывках из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» укажите различные тропы, определяя их стилистические функции в тексте.

1. Вставая с первыми лучами,                   Но лето быстрое летит.

Теперь она в поля спешит              Настала осень золотая.

И, умиленными очами                                 Природа трепетна, бледна,

Их озирая, говорит:                          Как жертва, пышно убрана...

«Простите, мирные долины,                      Вот север, тучи нагоняя,

И вы, знакомых гор вершины,       Дохнул, завыл — и вот сама

И вы, знакомые леса;                                  Идет волшебница зима.
Прости, небесная краса,

Прости, веселая природа;

Меняю милый, тихий свет              3.Пришла, рассыпалась; клоками

На шум блистательных сует...         Повисла на суках дубов;

Прости ж и ты, моя свобода!                        Легла волнистыми коврами

Куда, зачем стремлюся я?                 Среди полей, вокруг холмов;

Что мне сулит судьба моя?»                         Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;                           Блеснул мороз. И рады мы

2.Ее прогулки длятся доле.                         Проказам матушки зимы.

Теперь то холмик, то ручей                          Не радо ей лишь сердце Тани.

Остановляют поневоле                                Нейдет она зиму встречать,

Татьяну прелестью своей,               Морозной пылью подышать

Она, как с давними друзьями,         И первым снегом с кровли бани

С своими рощами, лугами                Умыть лицо, плеча и грудь:

Еще беседовать спешит.                  Татьяне страшен зимний путь.

Упражнение №7

В стихотворении С. Есенина укажите лексические образные средства: эпитеты, олицетворения, сравнения, метафоры и др.

С добрым утром!

Задремали звезды золотые,                      Шелестят зеленые сережки,

Задрожало зеркало затона,                       И горят серебряные росы.
Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.                    У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

Улыбнулись сонные березки,                   И, качаясь, шепчет шаловливо:

Растрепали шелковые косы.                     «С добрым утром!»


 

Школа № 1 города Елабуги © 2011 Все права защищены.

счетчик посещений

Счётчик Посещений