Авторизация

Поиск

Конференция

Работу выполнила ученица 5 "Б" класса

Рожина Ксения

Руководитель: Шаймарданова Т.В.,

Учитель высшей квалификационной категории


ГОРОДСКОЙ КОНКУРС «НА КОРАБЛЕ ЗНАНИЙ -  В МИР НОВЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ»

Расчет оптимального числа взлетно-посадочных полос аэропорта города Казань


Введение.

Математика – это наука о математических моделях. Математические модели описываются математическим языком. На уроках математики мы изучаем математический язык.

Основное свойство каждой из моделей заключается в том, что она отражает самые существенные свойства своего оригинала. Математическая модель – это описание какого- либо реального процесса на языке математических понятий, формул и отношений. Решая математические сюжетные задачи из учебника с помощью уравнения, ученики строят математическую модель.

Первый этап математического моделирования – этап формализации – заключается в переводе условия задачи на математический язык. При этом выделяются необходимые для решения данные, посредством математических соотношений описываются связи между ними.

Второй этап – внутримодельное решение. На этом этапе модель выступает как самостоятельный объект исследования. Одной из форм такого исследования является проведение экспериментов, при которых изменяются условия функционирования модели и систематизируются данные о ее поведении.

Третий этап – интерпретация, то есть перевод полученного решения на тот язык, на котором была сформулирована исходная задача.

Последний этап – анализ численных результатов и применение.

Любая математическая модель основана на упрощении, она не совпадает с конкретной реальной ситуацией, а является лишь ее приближенным описанием. Отсюда очевидна и некоторая погрешность результатов. Однако именно благодаря замене реального процесса соответствующей ему математической моделью, появляется возможность воспользоваться математическими методами для его изучения.

Ценность математического моделирования заключается еще и в том, что одна и та же модель может описывать разные ситуации, разные процессы реальной человеческой жизни. Исследовав одну модель, можно применить ее результаты в другой ситуации.

Познакомить с практическим применением математического моделирования можно уже

пятиклассников, организовав с ними исследовательскую работу «Расчет оптимального числа взлетно-посадочных полос аэропорта города Казань». Этот вопрос тем более актуален, так как 2007 год – год тысячелетия Елабуги, и на этот праздник будет приглашено большое количество гостей из России, ближнего и дальнего зарубежья.

Первый этап, этап формализации, можно провести вместе.

Дано:

N – число самолетов, взлетевших с аэродрома и приземлившихся на нем за сутки,

В – время, затраченное на выпуск или прием одного самолета .

Т – время работы аэропорта за сутки.

К - число взлетно – посадочных полос.

Рассчитаем количество самолетов, которое может приземлиться или взлететь на аэродроме за день. Для этого найдем отношение времени работы аэропорта ко времени обслуживания одного самолета, то есть Т/В. Число полос должно быть таким, чтобы они вместили  все самолеты, побывавшие на аэродроме за день.

Таким образом, К = N : (Т/В), где N и В – максимальные.

Мы получили математическую модель задачи.

Данные для решения поставленной задачи:


Расписание движения самолетов аэропорта города Казани с 26 марта  по 30 октября 2008 года.

Пункт назначения

туда

обратно

Тип

ВС

№ рейса

Время вылета

Время прилета

Дни недели

№ рейса

Время вылета

Время прилета

Дни недели

Баку

Ж2-579

23-10

03-15

6

Ж2-580

08-50

10-50

7

Як-42

У9-551

07-30

11-40

2

У9-552

12-55

15-00

2

Як-42

У9-553

07-50

12-00

5

13-15

15-20

5

Бугульма

Лж-3153

10-00

11-00

1,6

Лж-3154

16-00

17-00

5,7

Л-10

17-45

18-45

2,4

07-30

08-30

2,4

Бг-502

17-45

18-45

1,3,5

Бг-501

07-30

08-30

1,3,5

Як-42

Душанбе

У9-547

18-25

23-20

2

У9-548

01-00

03-55

3

Як-42

17-35

22-30

5

00-10

03-05

6

Екатеринбург

Тп-172

15-00

19-10

4

Тп-171

12-00

12-00

4

Ан-24

У9-521

07-40

11-45

5

У9-522

19-45

19-50

3

Ан-24

Ереван

9д-323

12-00

15-30

7

9д-324

19-00

20-35

1

Ту-134

12-00

15-30

7

01-20

02-50

2

17-00

20-45

7

22-50

00-30

1

Краснодар

5М-403

19-25

22-10

3

5М-404

07-50

10-25

3

Як-42

19-25

22-10

3,7

07-50

10-25

3,7

Як-42

18-45

21-10

6

23-50

02-05

7

Ту-154

Юк-6276

23-00

01-45

2

Юк-6275

10-15

12-45

2

Як-42

23-00

01-45

2,4

10-45

12-45

2,4

Як-42

23-00

01-45

2

10-45

12-45

2

Як-42

МиМинеральные воды

У-517

12-50

15-05

6

У9-518

16-20

18-35

6

Ту-134

13-00

16-40

4

18-10

21-40

4

Ан-24

Москва

У9-368

12-10

13-35

ежд

У9-367

14-35

16-00

ежд

Ту-134

2,3,4,5

2,3,4,5

У9-374

17-15

18-40

7

У9-373

20-05

21-30

7

Ту-134

18-20

19-45

1,2,3,4

20-45

22-10

1,2,3.4

18-25

19-50

5,6

20-50

22-15

5,6

У9-366

18-35

20-05

ежд

У9-365

21-20

22-50

ежд

Ту-154

19-00

20-25

21-40

23-05

У9-370

07-00

08-25

ежд

У9-369

09-30

10-55

ежд

Ту-154

С7-5

10-15

11-30

ежд

С7-6

08-05

09-15

ежд

Ту-154

10-00

11-15

07-05

09-00

Новый  Уренгой

Ж2-580

12-50

18-00

7

Ж2-579

20-20

21-10

6

Як-42

Юк-6275

13-45

19-05

2

Юк-6276

20-25

22-00

2

Як-42

13-45

19-05

2,4

20-25

22-00

2,4

13-45

19-05

2

20-25

22-00

2

Норильск

5м-208

20-10

06-05

4

5м-207

18-40

18-40

4

Ту-134

5м-202

22-20

06-05

3

5м-201

19-40

19-30

3

Ту-154

5м-404

04-00

11-30

1

5м-403

18-30

18-15

6

Ту-154

Нижневартовск

У9-521

07-40

15-20

5

У9-522

16-10

19-50

3

Ан-24

Нижнекамск

У9-532

23-15

23-55

1

У9-531

15-20

16-00

1

Ту-134

Пермь

9д-324

22-05

00-55

1

9д-323

11-35

10-25

7

Ту-134

01-30

04-50

2

17-00

15-50

7

04-05

07-00

2

11-35

10-25

7

Салехард

У9-715

13-00

17-50

5

У9-716

10-10

11-00

6

Як-42

Самарканд

Хи-652

22-55

03-15

5

Хи-651

18-55

21-25

5

Ту-154

Санкт-Петербург

У9-531

16-50

19-00

1

У9-532

20-20

22-30

1

Ту-134

У9-533

16-50

19-00

3,5

У9-534

20-20

22-30

3,5

16-50

19-00

3,4,5

20-20

22-30

3,4,5

Х8-389

15-30

17-50

2

Х8-390

16-40

18-55

3

Симферополь

У9-515

08-30

10-20

2

У9-516

11-50

15-40

2

Ту-134

Сочи

У9-716

12-15

15-00

6

У9-715

09-15

12-00

5

Як-42

Сургут

Юк-6299

11-30

16-15

3

Юк-6300

17-30

18-20

3

Як-42

11-30

16-15

3,7

17-30

18-20

3,7

Тп-172

15-00

22-25

4

Тп-171

08-10

12-00

4

Ан-24

Ташкент

У9-549

11-00

15-40

3

У9-550

17-30

20-10

3

Як-42

07-50

12-35

3

13-55

16-40

3

07-50

12-35

3

13-55

16-40

3

Хи-650

15-30

19-50

1

Хи-649

10-50

13-30

1

Б-757

Фергана

Хи-652

22-55

05-30

5

Хи-651

16-35

21-25

5

Ту-154

Худжант

У9-523

12-30

17-30

6

У9-524

19-00

22-00

6

Як-42

По существующим нормам  самолет может занимать полосу от 30 секунд до 2 минут.

Изучая расписание движения самолетов, можно определить, что наибольшее количество самолетов, осуществляющих взлет и посадку в течение одних суток, приходится на среду и равно 42, время работы аэропорта за сутки 20 часов ( с 3ч до 23 ч).

Тогда  К = 42 : (20 /( 1/30)) = 7/100,        7/100 < 1, следовательно, для безопасной работы аэропорта достаточно одной взлетно – посадочной полосы.

Однако при более пристальном рассмотрении можно заметить, что в течение суток количество взлетающих и приземляющихся самолетов неравномерно. Построенная математическая модель очень упрощена.

Более точным окажется результат, если рассматривать количество самолетов не за сутки, а в течение каждого отдельно взятого часа каждый день недели.

Пусть Ni – число самолетов, вылетающих и приземляющихся на аэродроме в определенный час какого-то дня недели, Кi – число взлетно – посадочных полос, необходимых для самолетов в этот час.

Очевидно, Кi = Ni* В.

В таблице приведено количество самолетов на данный час работы аэропорта в каждый день недели.

Понедельник.

0-1ч

4-5ч

7-8ч

8-9ч

9-10ч

10-11ч

12-13ч

13-14ч

15-16ч

16-17ч

17-18ч

18-19ч

20-21ч

22-23ч

23-24ч

1

1

1

1

2

4

1

1

1

3

1

2

1

4

2


Из таблицы видно, что наибольшее число самолетов приземляется и взлетает с10 до 11 часов и с 22 до 23 часов.

К10 = К22 = 4 * 1/30 = 2/15


Вторник.

1-2ч

2-3ч

4-5ч

7-8ч

8--9ч

9-10ч

10-11ч

12-13ч

13-14ч

15-16ч

16-17ч

17-18ч

18-19ч

22-23ч

23-24ч

1

1

1

2

2

2

3

5

3

3

2

1

4

5

4

К12 = К22 = 5* 1/30 = 1/6


Среда.

3 -4ч

7-8ч

8-9ч

9-10ч

10-11ч

11-12ч

12-13ч

16-17ч

17-18ч

18-19ч

19-20ч

20-21ч

22-23ч

23-24ч

1

3

1

2

5

3

2

6

1

6

5

1

5

1

К16 = К18 = 6* 1/30 = 1/5


Четверг

7-8ч

8-9ч

9-10ч

10-11ч

12-13ч

13-14ч

15-16ч

16-17ч

17-18ч

18-19ч

19-20ч

20-21ч

21-22ч

22-23

23-24ч

1

1

2

3

5

2

2

3

1

3

1

1

1

4

2

К12 = 5* 1/30 = 1/6

Пятница.

7-8ч

8-9ч

9-10ч

10-11ч

12-13ч

13-14ч

15-16ч

16-17ч

17-18ч

18-19ч

19-20ч

21-22ч

22-23ч

23-24ч

4

1

2

3

3

1

2

4

2

2

1

2

6

1

К22 = 6 * 1/30 = 1/5


Суббота.

3-4ч

7-8ч

9-10ч

10-11ч

11-12ч

12-13ч

14-15ч

16-17ч

18-19ч

19-20ч

20-21ч

21-22ч

22-23ч

23-24

1

1

2

4

1

4

1

1

5

1

1

1

3

2

К18 = 5 * 1/30 = 1/6


Воскресенье.

2-3ч

7-8ч

9-10ч

10-11ч

11-12ч

12-13ч

15-16ч

16-17ч

17-18ч

18-19ч

19-20ч

21-22ч

22-23ч

23-24ч

1

1

2

7

1

4

1

1

3

2

2

1

1

1


К10 = 7 * 1/30 = 7/30.


Итак, проанализировав число взлетающих и приземляющихся самолетов в каждый день недели, мы получили, что для безопасной деятельности аэропорта достаточно одной взлетно – посадочной полосы. И даже она не загружена в полной мере. В случае необходимости можно увеличить количество рейсов, высчитав предварительно по представленной модели достаточность имеющихся взлетных полос. Одной полосы достаточно для взлета и посадки не более тридцати самолетов в час.

Эту же модель можно применять при нахождении необходимого количества причалов в порту, количества касс в магазинах и др.

Но использование этой модели в системах массового обслуживания приводит к правильным результатам в том случае, когда объекты (пассажиры, самолеты, покупатели и т.д.) следуют через регулярные промежутки времени и на их обслуживание затрачивается во всех случаях одно и то же время.

Таким образом, у учащихся развивается правильное представление о роли математического моделирования в научном познании и в практике.

Литература

  1. А.Г. Мордкович. Алгебра 7 кл.: В двух частях. Ч.1: Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Мнемозина, 2002.

  2. Т.Л.Рыбакова, И.В.Суслова. Математика. – Ярославль: Академия развития, 1997.

  3. С.П. Алексеев. Что такое, кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1994.


 

Школа № 1 города Елабуги © 2011 Все права защищены.

счетчик посещений

Счётчик Посещений