Авторизация
Поиск
Тесты к уроку «Повторы» |
РОДИОНОВА АННА ПАВЛОВНА
Учитель русского языка и литературы
школы №1 ЕМР ТЕМА УРОКА: «ПОВТОР КАК ОДНО ИЗ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА» Тест Вариант 1
Остаёмся. Куда же нам деваться?
(1)Всех нас, таких разных, объединяет одно: мы — телезрители. (2)И каждый день припадаем к «ящику», обожая его и ненавидя, радуясь и огорчаясь, аплодируя и кляня. (3)Вам, как и мне, судя по вашим письмам в редакцию, очень многое на телевидении сегодня не нравится, и это для меня аргумент в споре с теми телевизионщиками, которые упрекают меня и моих коллег-критиков в предвзятости и оторванности от простого народа. (4)Вам, как и мне, не нравится, когда телевидение играет в политические игры, сводя счеты с одними и незаслуженно возвеличивая других. (5)Когда оно вводит зрителя в заблуждение, выдавая немощного и больного за деятельного и здорового. (6)Как доверять «важнейшему из искусств» потом, когда ни обманывать, ни скрывать истину будет уже невозможно? (7)Вас, как и меня, ужасает концентрация насилия и крови на телеэкране, и не только в информационных сюжетах (такова жизнь!), но во множестве художественных фильмов, которые смотрят дети. (8)Вам, как и мне, неприятно, когда с экрана говорят пошлости и даже матерятся. (9)Когда бездарные безголосые юнцы с большими деньгами вытесняют настоящих мастеров настоящей культуры. (10)Вам, как и мне, кажется неоправданно завышенным число всячески довольно тупых игр, где раздают «за так» деньги и дорогущие призы (а считается, что «простой народ» именно это больше всего и любит). (11Вас, как и меня, раздражают реклама и «магазины на диване», чей товар доступен немногим. (12)Вам, как и мне, противно, как необразованные, невоспитанные люди, непонятно как попавшие в эфир, коверкают язык, ерничают и кривляются, выдавая это за «новый» стиль. (13)0дним словом, всем нам не нравится, когда нас не уважают и почитают за стадо баранов, способных, как говорит Богдан Титомир, «схавать» все. (14)В то же время вы, как и я, высоко цените то профессиональное, талантливое, разумное и доброе, что вопреки всему все же появляется на телеэкране. (15)В рейтинге пристрастий многих телезрителей такие известные телепередачи, как «Чтобы помнили» Леонида Филатова, «В поисках утраченного» Глеба Скороходова, программы Владимира Познера, остроумнейший «Городок», «Умники и умницы», «Жди меня» и многие другие программы, дающие пищу для сердца и ума. (16) В рейтинге пристрастий, конечно, и хорошее кино, наше и не наше, но без порнухи и чернухи, от которых большинство нормальных людей с души воротит. (17)Но все-таки по-настоящему талантливых, полезных, интересных, любимых программ наперечёт. (18)И эта из года в год увеличивающаяся диспропорция между тем, что необходимо зрителю, и тем, что выгодно самому телевидению, более всего тревожит мало-мальски думающих людей. (19)Но довольно брюзжаний. (20)«Оставайтесь с нами», — как заклинание, повторяют изо дня в день телеведущие. (21)Останемся. (22)Куда же нам деваться? (23)Ликуй, рейтинг, законодатель телевизионных мод!
(По И. Петровской)
А28. Какое утверждение не соответствует точке зрения автора?
Ответ: 3
А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи иредставлен(-ы) в предложениях 1-13?
Ответ:1
А30. В каком предложении употребляется фразеологизм со значением «мстить»?
Ответ: 2 В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста, который вы анализировали, выполняя задания А28-А30, В1 - В7. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. «Автор настроен решительно и потому очень эмоционален. И. Петровская выбирает приём (..) с читателем и, опираясь на читательское мнение, подчёркивает свою солидарность с ним, используя приём (..) («Вам, как и мне, не нравится... Вам, как и мне, неприятно... Вас, как и меня, ужасает... Вас, как и меня, раздражают...), усиливая впечатление от сказанного ещё и с помощью известной фигуры речи — (..) ... Умелое сочетание разговорной лексики, (..) («с души воротит», «почитают за стадо баранов», «сводя счёты») и экспрессивной книжной лексики позволяет автору вести серьёзный разговор непринуждённо. В конце автор иронизирует, используя (..): «Ликуй, рейтинг, законодатель телевизионных мод!»
Список терминов:
Ответ: 2, 5, 3, 8, 9
Вариант 2
Россияне убивают русский язык
(1)Несколько лет назад вышла в свет книга Владимира Быкова «Русская феня. Словарь интержаргона асоциальных элементов». (2)Произошло это событие, надо отметить, весьма своевременно, так как в нашу повседневную речь все чаще начинают проникать слова и обороты речи из жаргона уголовников. (3)Асор Эппель назвал эти слова «тюрьмизмами», а процесс их распространения «привокзализацией». (4)Собственно, проблема имеет два исходных начала: в XX веке большая часть образованного, интеллектуального российского общества оказалась в непосредственном соприкосновении с реалиями уголовной жизни. (5)Вторая причина «криминализации» русской речи заключается в том, что в 90-х годах прошлого века в нашей жизни появились так называемые «нувориши», или, как их чаще называют, новые русские. (6)Новоприобретенное богатство позволило им попасть в верхние круги общества, в правящую элиту. (7)В результате люди, лингвистически малообразованные, могут обращаться к народу через средства массовой информации и таким образом проводить лексику ограниченного социального диалекта в общерусскую разговорную речь. (8)Исследователи, обеспокоенные безопасностью языка (а здесь мы действительно можем говорить о наличии проблемы), задаются вопросом: в чем причины столь низкой требовательности к своему языку людей, которые, казалось бы, по своему должностному положению, по своему месту в обществе призваны служить примерами для своих сограждан? (9)Почему они позволяют себе обращаться к многомиллионной аудитории на языке, гораздо более уместном в тюремной камере, а отнюдь не в цивилизованном обществе? (10)Что это: элементарная невоспитанность, непонимание своей роли или бравада, проявление псевдодемократизма, желания казаться проще и ближе к «народным массам»? (11)«Блатнячина», звучащая (особенно в последнее время) с экранов телевизоров, становится нормой. (12)Молодое поколение растет на музыке Шуфутинского, «Лесоповала», Круга и прочих, воспевающих тюремные нравы. (13)Особый восторг и восхищение у молодежи вызывают песни со словами типа «Убили негра, суки, замочили...». (14)Фильмы изобилуют ругательствами, которые гак и сыплются из уст героев. (15)Языковая система в данном аспекте сталкивается с внутренним давлением со стороны его носителей. (16)И решение этого вопроса — дело воспитания молодого поколения. (17)В наше время несколько стираются границы «хорошего» и «плохого». (18)Проблема защиты языка в этом смысле оказывается в первую очередь проблемой культурного самоосознания самого общества. (19)Подрастающее поколение должно понимать, что криминальные слои общества не то место в социальной жизни, куда стоит стремиться. (20)И не только родители в состоянии бороться с представлениями своих детей, тем более что сами родители оказываются распространителями лексики криминальных диалектов. (21)3десь возникает необходимость информационной обработки населения со стороны СМИ, необходимость расстановки правильных акцентов в школьном воспитании и т.п. (22)И только после того, как будет сформировано представление о недопустимости причисления себя к криминальной среде, можно будет бороться за чистоту языка, объясняя людям, как характеризует их использование воровского арго. (23)У русскоговорящих людей, живущих в России или разъехавшихся но всему миру, язык — единственное общее наследие. (24)В этом смысле именно общая речь оказывается тем, что связывает нас в единую нацию. (25)Не ищите общности на каких-то политических платформах или в культурных программах — здесь нас разделяют возраст, воспитание, место жительства, вкусы и т.д. (26)Но язык, который сформировал наше мышление, культурный генофонд, у нас один, и первейшая забота не дать ему погибнуть. (По М. Малиной) В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста, который вы анализировали, выполняя задания А28-А30, В1 - В7. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. «Размышляя о причинах «криминализации» современной русской речи, автор использует (..) («нуворуши», «тюрьмизмы», «привокзализация»). Умелое сочетание (..) («лексика», «диалект» «жаргоны») и (..) («образованный», «интеллектуальный», «самоосознание», «воспитание», восхищение», «общность») позволяет автору говорить о проблеме доказательно, используя научный подход, но в то же время непринуждённо, эмоционально, решительно. Для усиления выдвинутых утверждений, с целью сообщить им особую эмоциональную нагрузку, автор использует (..) («Что это: элементарная невоспитанность, непонимание своей роли или бравада, проявление псевдодемократизма, желания казаться проще и ближе к «народным массам»?»)»
Список терминов:
Ответ: 2, 5, 7, 8
Вариант 3
(1)В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин удивлялся: откуда взялись эти благоразумные молодые люди, «которым плюют в глаза, а они утираются» вместо того, чтобы защитить свою честь? (2)Иногда кажется, что мы вышли из шинелей именно этих людей. (3)Звон упругой стали более не слышится нам в слове честь. (4)Откроем словарь Даля, чтобы вспомнить, во имя чего ставилась на карту жизнь, полная великих надежд и гениальных замыслов. (5)Итак, «честь — внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». (6)И тут же примеры: «Человек незапятнанной чести. По чести... Уверяю вас честью. Поступок, несовместимый с честью... Знал бы ты честь... Поле чести... Честь моя требует крови...». (7)Дуэль! (8)Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие. (9) Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером. (10)Самое позднее — завтра утром. (П)Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия. (12)Сплетник вынужден был осторожничать. (13)В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец. (14)А как же Пушкин? (15)Какая непоправимая и бессмысленная гибель... (16)Да, непоправимая, но не бессмысленная. (17)Да, «невольник чести», но ведь чести! (18)3а год до дуэли Пушкин писал графу Репнину: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти честь и имя, которое оставлю моим детям». (19)Вот и всё, что остаётся детям: честь и имя. (20)Всё остальное им не нужно, всё остальное — неважно. (21)Очевидно, нам ещё многое предстоит пережить и передумать, чтобы вернуться к пониманию этой истины.
(По Д. Шеварову)
А28. Какое утверждение не совпадает с точкой зрения автора?
Ответ: 2
А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 7—13?
Ответ: 2
А30. В каком предложении употребляется фразеологизм?
Ответ: 4 В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста, который вы анализировали, выполняя задания А28 - А30, В1 - В7. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. «Каждая строчка, каждое слове Дмитрия Шеварова пронизаны искренним уважением к личности Пушкина. Эмоциональное, неравнодушное отношение, автора выражено с помощью такого синтаксического средства, как______(предложения 7, 17), а также лексических — _______(«подлец», «пошляк», «сплетник») и _______(«честь и имя» в предложениях 18—19). _____ («звон... стали в слове...», в предложении 3, «разряд... силы» в предложении 8, «слово... отливалось в свинец» в предложении 13) придают особую образность тексту Д. Шеварова».
Список терминов:
Ответ: 9, 3 ,2, 6
Вариант 4
(1)В редакции мне сказали: поскольку вы всё равно едете в деревню и будете там некоторое время жить, поинтересуйтесь, пожалуйста, телевизором. (2)Я обещал. (3)Было у меня, конечно, и некоторое своё отношение к телевизору. (4)Я тотчас вспомнил свой разговор с одним английским фермером, гостеприимством которого я однажды воспользовался. (5)Он назвал тогда телевизор бедствием, в особенности для молодых его дочерей.
— (6)Телевизор вырабатывает пассивность! — горячился фермер. — (7) Вы только подумайте, мои дочери, вместо того чтобы упражняться на скрипке или фортепиано, вместо того чтобы читать и развивать своё воображение, вместо того чтобы коллекционировать бабочек или лекарственные травы, вместо того чтобы вышивать, сидят целыми вечерами, уставившись в это серое пятно. (8)Время проходит, всем кажется, что все заняты делом или, по крайней мере, умело используют досуг. (9)Но потом серое пятно гаснет и — всё. (10)Пустота. (11)Ничего не осталось, ничего не прибавилось: ни умения играть на скрипке, ни умения кататься верхом...
(12)Считая, что в формировании грядущих поколений телевизоры играют не первую роль, я всё же однажды написал статью «Творец или зритель?» в том смысле, что если раньше в деревне пели сами, то теперь только слушают, как поют, если раньше плясали сами, то теперь только смотрят, как пляшут, и так далее, то есть вырабатывается постепенно потребительское отношение к искусству вместо активного, живого, творческого.
(13)Теперь же предстояло поинтересоваться, как потребляют, что потребляют и каковы пожелания в области потребления.
(14)С такими-то данными и с вопросником в кармане я оглянулся вокруг, встав посреди нашей деревни. (15)В ней сейчас тридцать три дома. (16)Над одиннадцатью крышами поднимаются антенны. (17)Первый телевизор куплен в 1959 году, последний — неделю назад.
(18)Оказалось, что по степени интереса на первом месте стоит кино. (19)3атем постановки, то есть спектакли. (20)На третьем месте — футбол, «Клуб путешественников», пение, концерты, «Огонёк».
(21)Интересно, что, так сказать, наименьшее количество очков, а именно по круглому нулю, получили, с одной стороны, симфоническая и всякая оркестровая музыка и даже опера, а с другой стороны, беседы по агротехнике и вообще специальные сельскохозяйственные передачи. (22)Над этим стоит задуматься. (23)Представьте себе передачу об основах стихосложения. (24)Думаете, её стали бы слушать и смотреть поэты? (25)Отнюдь. (26)Она была бы интереснее всем непоэтам, желающим коснуться тайны чуждой профессии. (27)Так и рассказ об уборке чая или культивации почвы интереснее городскому человеку.
(По В. Солоухину)
А28. Какое высказывание не соответствует содержанию текста?
Ответ: 2
А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 6—12?
Ответ: 4
А30. В каком предложении используется фразеологизм?
Ответ: 2
В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста, который вы анализировали, выполняя задания А28 - А30, В1 - В7. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«В сфере творческих интересов писателя и публициста Владимира Солоухина находились прежде всего история и культура род
«активное, живое, творческое» в предложении 12). _______ (предложения 24—26) отражает стремление В. Солоухина вовлечь читателя в совместные размышления о роли телевидения».
Список терминов:
Ответ: 2, 6, 5, 7 |