Авторизация
Поиск
Тесты к уроку «Фигуры» |
РОДИОНОВА АННА ПАВЛОВНА Учитель русского языка и литературы школы №1 ЕМР ТЕМА УРОКА: «ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ РЕЧИ. ФИГУРЫ» Тест Вариант 1 Прочитайте текст и выполните задания. (1)У каждого из нас есть «своя речка». (2)Неважно какая, большая Волга или малютка Усманка. (3)Все ли мы понимаем, какое это сокровище — речка! (4)И как оно уязвимо, это сокровище! (5)Можно заново построить разрушенный город. (б)Можно посадить новый лес, выкопать пруд. (7)Но живую речку, если она умирает, как всякий живой организм, сконструировать заново невозможно. (8) Последние годы во всём мире идёт озабоченный разговор о воде. (9)Вода становится одной из главных ценностей на земле. (10)Но когда говорят: «Миссисипи мелеет» или «Мелеет Дон», не все понимают, что корень проблемы лежит на берегах маленьких Усманок и даже безымянных рек и ручейков. (11)Жизнь зародилась, осела и развивается около рек. (12)Только-только пробившийся из земли ключик без пользы уже не течёт. (13) Но, кроме благ и радостей, отдаваемых всему живущему на её берегах, речонка упорно несёт свою воду в большую реку, в «общий котёл», из которого пьют сегодня огромные города и крупные промышленные центры. (14)И если какой-нибудь город начинает страдать от жажды, если мелеют большие реки, первую причину надо искать там, где расположены «капилляры» водной системы — на малых речках. (15)Проверим это, к примеру, всё той же Усманкой. (16)Река эта — главный приток Воронежа. (17)Воронеж — река немалая. (18) На ней, как известно, зарождался российский флот, на ней вырос большой промышленный город. (19)Но город вот уже несколько лет страдает от жажды. (20)И для того, чтобы задержать воду, строится плотина, ибо река уже не в силах напоить промышленный центр. (21)Река, по которой когда-то шли на Азов корабли, основательно обмелела. (22)А это следствие того, что главный её приток и ещё какие-то реки и ручейки недодают воду. (23) В чём я вижу смысл разговора об Усманке ? (24) В том, чтобы каждый из нас понял: рек незначительных нет! (25)Надо беречь каждый ключик чистой воды. (26) Это обращение ко «всем» кажется мне важным, потому что многие беды проистекают от нашего незнания, равнодушия, беспечности. (27)Но было бы ошибкой ограничиться только «просветительством» и призывом: беречь! (28)Судьба воды зависит главным образом от того, как мы хозяйствуем на берегах рек. (29)Всякий соблазн рубить лес, «который поближе», соблазн находить «местную целину» для распашки в водоохранной зоне, осушать без большой на то надобности пойменные озерки и болотца до сей поры нужным образом не пресекался. (30)А именно это требуется, чтобы сохранить на земле воду. (31)Реки надо считать важнейшей государственной ценностью. (32)Только так можно уберечь Радость, которую нам дают текущие воды, и возможность в любую минуту утолить жажду. (33) Ибо нет на земле напитка лучшего, чем стакан холодной чистой воды. (По В. Пескову) 1. Укажите тип и стиль речи текста.
Ответ: 3 2. Укажите предложения, в которых автор сформулировал свою позицию.
Ответ: 4 3. Укажите, в каких предложениях содержится аргумент к тезису, высказанному в предложении 14.
Ответ: 2 4. Укажите предложения, в каждом из которых используется одно и то же средство выразительности, подчеркивающее глубокую личную заинтересованность автора в поставленной проблеме.
Ответ: 1 5. Укажите три языковых средства, которые передают важность и значимость проблемы текста для каждого читателя.
Ответ: 1, 3, 4 6. Укажите, какое средство выразительности не используется в предложениях 23-33 с целью усиления эмоционального воздействия текста на читателя.
Ответ: 4 7. Среди предложений 1-12 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения и лексического повтора. Ответ: 4
Вариант 2 Прочитайте текст и выполните задания. (1)Обстановка старого дома Тургеневых хранится в Орле. (2)Богатая библиотека — пять тысяч старинных книг. (3)Стол, на котором ребёнком Тургенев делал уроки и за которым потом писал. (4) Бильярдный стол. (5) Кровать. (6)Большая чёрная икона в серебристом окладе, будто бы пожалованная роду Тургеневых Иваном Грозным. (7)И тут же красная мантия Оксфордского университета, портрет писателя в этой мантии. (8)Всё подлинное — часы, рояль... (9)Хранитель музея, симпатичный, знающий и, видно, очень любящий свой Орёл человек, поднял крышку рояля и тронул жёлтую клавишу. (10)Бу-ум... протяжный, немного печальный звук. (11)Такой же звук слышал Тургенев... (12)Я не знаю города, который не гордился бы кем-нибудь из своих земляков. (13)В поездках эта мысль приходила множество раз. (14)Какой-нибудь маленький Рыльск, и вдруг узнаёшь: отсюда произошёл знаменитый путешественник Шелихов. (15) Острогожск — жили Крамской, Рылеев, Маршак. (16)Тобольск — родина Менделеева, город сказочника Ершова... (17)В общем, любой уголок земли может подарить миру способного человека. (18)И всё-таки есть места, загадочно богатые знатными земляками. (19)И в этом смысле орловская земля выходит едва ли не на первое место. (20) В городском музее писателей под портретом Бунина я прочитал слова: «Я рос... в том плодородном подстепье... где образовался богатейший русский язык и откуда вышли чуть ли не все величайшие русские писатели во главе с Тургеневым...» (21)Кто же вырос в этих краях? (22)Давайте вспомним: сам Бунин, Тургенев, Фет, Тютчев, Лесков, Писарев, Леонид Андреев, Пришвин... (23)Если же взять подстепье шире Орловщины, то надо продолжить: Лев Толстой, Кольцов, Андрей Платонов, Есенин... (24)Можно гадать: откуда такая чаща талантов? (25)Бунин говорит о рождении именно в этих краях русского языка. (26)Можно утверждать: и природа этих широт России не в малой степени служила колыбелью писательства. (27)Перечислим отдельно людей, для которых творчество немыслимо без присутствия в нём природы: Тургенев, Кольцов, Фет, Тютчев, Бунин, Пришвин, Есенин. (28)Это всё уроженцы полустепной России. (29)Вспомним о соловьях, лучше всего почему-то поющих в садах и перелесках под Курском... (30)Есть у земли какие-то тайны. (По В. Пескову) 1. Укажите, к какому типу речи принадлежат предложения 1-8.
Ответ: 3 2. Укажите предложения, в которых звучит позиция автора.
Ответ: 1 3. Укажите, в каких предложениях раскрывается мысль, сформулированная в предложении 12.
Ответ: 2 4. Укажите предложения, в которых при аргументации используется одно и то же средство выразительности.
Ответ: 2 5. Укажите три языковых средства, которые передают эмоциональный настрой автора текста.
Ответ: 1, 2, 3 6. Укажите, какое средство выразительности не используется в предложениях 1-11 с целью создания яркого, «зримого» художественного образа.
Ответ: 1 7. Среди предложений 12-17 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи параллельной связи. Ответ: 17 |