Авторизация

Поиск

Конспект урока «Фигуры»

РОДИОНОВА АННА ПАВЛОВНА

учитель русского языка и литературы

школы №1 ЕМР

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ РЕЧИ

УРОК 3

ТЕМА: «Стилистические фигуры»

План урока:

  1. Вступление

  2. Основная часть

а) антитеза;

б) оксюморон;

в) градация;

г) инверсия;

д) умолчание;

е) риторические фигуры;

ж) бессоюзие и многосоюзие;

з)  парцелляция

3. Заключение

Современная наука о поэтическом слове унаследовала целый арсенал поэтических тропов и стилистических (ри­торических) фигур, многие из которых известны вам из школьного курса литературы.

Что же сближает и различает тропы и фигуры? И то и другое — намеренное отклонение от обычной речи с целью привлечь к себе внимание, замедлить чтение, задуматься, увидеть изображаемое многоплановым, глубже понять его смысл. И тропы, и фигуры — образ­ные средства художественной речи. Но между ними есть и различие.

Троп (греч. «tropos») означает «поворот, оборот речи». Это изменение основного значения слова, перенос назва­ния с традиционно обозначаемого предмета или явления на другой, связанный с какими-то смысловыми отноше­ниями с первым.

Фигура (лат. «figura» — образ, вид), напротив, — фор­ма речи, а не поэтического мышления: она не вносит ни­чего нового, расширяющего наше художественное позна­ние. Ее главное назначение — усилить впечатление от чего-либо, сделать его более ярким, выразительным, на­глядным и подчеркнутым.

Тропы и фигуры, чтобы их полно и глубоко понять, должны рассматриваться не изолированно, а в связ­ном тексте. Они всегда — только конструктивный ком­понент текста, но такой, который образно оттеняет обыч­но наиболее существенное и важное в нем.  На предыдущем уроке мы рассмотрели тропы, наиболее часто встречающиеся в задании В8. А сейчас под­робнее познакомимся с основными стилистическими фигурами.

Фигуры можно условно поделить на семантические (антитеза, оксюморон, градация и д.р.) и синтаксиче­ские (параллелизм, анафора, эпифора, подхват, эллип­сис, инверсия, умолчание, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие и др.).

Антитеза (от греч. «antithesis» — противоположение) — стилистическая фигура контраста, резкого противопо­ставления предметов, явлений и их свойств. Антитеза выражается обычно антонимами — словами с противопо­ложными значениями.

Смерть и бессмертье, жизнь и погибель и деве и сердцу ничто. (М.Лермонтов)

Она дает возможность ярко про­тивопоставить обозначаемые предметы или явления, про­тивоположные проявления качества или свойства, сде­лав их смысловым «фокусом» фразы. Антитеза реализу­ется чаще всего в определенных конструкциях, в кото­рых противоположность подчеркивается союзами, инто­нацией и другими средствами.

Ты богат, я очень беден;

Ты прозаик, я поэт...

(А.С. Пушкин)

Оксюморон или оксиморон (греч. «oxymoron» — ост­роумно-глупое) — соединение противоположных по смыс­лу слов, образно раскрывающих противоречивую сущность обозначаемого:

И день настал. Встает с одра

Мазепа, сей страдалец хилый,

Сей труп живой, еще вчера

Стонавший слабо над могилой.

(А.С. Пушкин)

Стоило только мне погрузиться в эти пуховые волны, как какое-то снотворное, маковое по­крывало тотчас надвигалось на мои глаза и застилало от них весь Петербург с его веселящейся скукой и скучаю­щей веселостью. (Н. С. Лесков)

Такие слова, обладающие несовместимыми в обычной речи семантическими «атомами» («жизнь» и «смерть», «веселье» и «скука» и т. п.), соединяются в поэтическом тексте как взаимопроницаемые противоположности и дают художественное изображение человека, предмета, явления в их внутренних противоречиях (живой труп — по существу неживой живой человек, скучающая весе­лость — показная веселость и т.п.).

Сочетание контрастных по значению слов, часто используется, чтобы создать новое понятие или представление, например: «сухое вино», «честный вор», «свободные рабы». На оксюмороне построены названия некоторых литературных произведений – «Живые мощи» И.С.Тургенева, «Живой труп» Л.Н.Толстого.

Градация (лат. «gradatio» — постепенное возвышение, усиление) — расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости.

При одном предположении подобного случая вы бы должны были... испустить ручьи... что я говорю! реки, озера, океаны слез!.. (Ф.М. Достоевский)

Различают градацию восходящую (подъем) и нисходящую (спуск, спад).

Градация восходящая. Расположение слов в порядке усили­вающегося значения.

Пришел, увидел, победил (Юлий Цезарь).

Осе­нью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой осо­бенный, самобытный, ни с чем не сходный вид (Аксаков).

Градация нисходящая. Расположение слов в порядке умень­шающегося значения.

Присягаю ленинградским ранам,

Первым разорённым очагам:

Не сломлюсь, не дрогну, не устану,

Ни крупицы не прощу врагам.

(О. Бергольц)

Выразительность градации повышается сопряжением её с анафорой. Повторение слов или однородных оборотов может создать интонационную градацию.

Не жалею, не зову, не плачу,

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым

(С.Есенин)

Инверсия (лат. inversio — перестановка, переворачивание). Располо­жение членов предложения в особом порядке, нарушающем обыч­ный (прямой) порядок, с целью усилить выразительность речи. Инверсия относится к числу стилистических фигур.

Опасна охо­та на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, при­вычного к опасностям с детства (Коптяева) (инверсия главных чле­нов предложения).

Вышел месяц ночью тёмной, одиноко глядит из чёрного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние (Неверов) (инверсия согласованных определений).

Сна­чала очень была огорчена (Пушкин) (инверсия обстоятельства меры и степени).

Инверсия связана не только с изменением положения соотноси­тельных членов предложения между ними, но и с местом слова в пред­ложении. В наиболее выигрышном положении оказывается тот член предложения, который выносится в его начало (если только это место не является для него обычным) или, наоборот, отодвигается в конец предложения, особенно если в абсолютном конце предложения со­общается нечто новое.

По­могла им чистейшая случайность (инверсировано подлежащее).

Не надеюсь я на его аккуратность (инверсировано сказуемое).

За Родину сражались герои-партизаны (инверсировано дополнение).

Рассказ он написал замечательный (инверсировано определение).

С радостью было воспринято это сообщение (инверсировано обстоятельство об­раза действия).

Распо­ложение слов или частей предложения в ином порядке, чем установлено обычными правилами, для подчеркну­того выражения определенной мысли и усиления образ­ности слова «сдвигаются» с их обычных мест. Необыч­ность «синтаксического» построения речи усиливает ее воздействие.

В стихах В.В. Маяковского

И день за днем

ужасно злить

меня

вот это

стало

слова меня вот это «вклинены» в форму сказуемого стало злить и потому особо подчеркнуты: поэту досад­но, что солнце заходит «без дела» (= вот это).

Умолчание — стилистическая фигура, которая состо­ит в том, что начатая речь внезапно прерывается в расче­те на то, что читатель продолжит ее, творчески завер­шит, на то, что это вызовет у него определенные эмоции. Молчание — сильное выразительное средство.

Фигура умолчания часто используется в художествен­ных произведениях для обозначения различного эмоцио­нального и волевого состояния героев, которое отражает­ся в прерывистости, обрыве их речи:

-Я к вам в последний раз пришел, — угрюмо продолжал Раскольников, хотя и теперь был только первый, — я, может быть, вас не увижу больше...

- Вы... едет?

- Не знаю... все завтра...

- Так вы не будете завтра у Катерины Ивановны? — дрогнул голос у Сони.

- Не знаю. Все завтра утром... Не в том дело: я пришел одно слово сказать.

(Ф. М. Достоевский)

Риторические фигуры (греч. «rhetor» — оратор) – стилистические обороты, цель которых состоит в усилении выразительности речи. К риторическим фигурам относятся: риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение.

Риторический вопрос — вопроси­тельное предложение, употребленное не в собственном своем значении. Оно является по содержанию утверди­тельным и не требует ответа, а его вопросительная струк­тура и интонация используются для того, чтобы привлечь внимание, повысить эмоциональное воздействие выска­зывания на читателя.

Разве я не знаю его, эту ложь, которою он весь пропитан? (Л.Н. Толстой)

Риторическое восклицание – восклицательное предложение, передающее эмоции автора, используется для усиления эмоционального восприятия.

Какое лето, что за лето!

Да это просто колдовство.

(Ф.Тютчев)

Риторическое обращение  - обращение, носящее условный характер, сообщающее поэтической речи нужную интонацию: торжественную, патетическую, ироническую и т.д.

А вы, надменные потомки,

Известной подлостью прославленных отцов…

(М.Лермонтов)

Используется для усиления эмоционального восприятия, особенно в случаях, когда сочетаются вопросительная и восклицательная интонации.

Ветры мои, ветры, вы буйные ветры!

Не можете ли, ветры, горы раскачати?

(Народная песня)

Бессоюзие и многосоюзие — синтаксические фигу­ры, основанные на намеренном пропуске, или, наоборот, сознательном повторении союзов. В первом случае, при опущении союзов, речь становится сжатой, компактной, динамичной. Изображаемые действия и события здесь быстро, мгновенно развертываются, сменяют друг друга:

Швед, русский — колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

(А.С. Пушкин)

В случае многосоюзия речь, напротив, замедляется, паузы и повторяющийся союз выделяют слова, экспрес­сивно подчеркивая их смысловую значимость:

Зато  и внук, и правнук, и праправнук

Растут во мне, пока я сам расту...

(П.Г. Антокольский)

Парцелляция (итал. parcella — частица, от лат. particula) — стилистический прием расчленения в произведении фразы на части или даже на отдельные слова; цель парцелляции — придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения. Парцеллируемые слова отделяются друг от друга точками или восклицательными знаками при соблюдении всех остальных синтаксических и грамматических правил.

А все Кузнецкий мост, и вечные французы,

Откуда моды к нам, и авторы, и музы:

Губители карманов и сердец! Когда избавит нас творец

От    шляпок   их!   чепцов!   и   шпилек!   и   булавок!

И    книжных   и  бисквитных   лавок!

(А.   Грибоедов)

Встречается слоговая  парцелляция, преимущественно в шуточных стихах:

А вы знаете, что у,

А вы знаете, что па,

А вы знаете, что пы,

Что у папы моего

Было  сорок  сыновей.

(Д. Хармес)

Парцелляция широко используется в художествен­ной литературе как средство изобразительности, особый стилисти­ческий прием, позволяющий усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений. От присоединения парцелляция отличается тем, что парцеллируемые части всегда находятся вне основного предло­жения, тогда как присоединительные конструкции могут быть как в рамках основного предложения, так и за его пределами (в последнем случае парцелляция и присоединение фактически совпадают).

С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего (Гл. Успенский).

У Елены беда тут стряслась. Большая (Панферов).

Флеров — всё умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже (Горький). Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился. (Н.Ильина)

Эллипсис — намеренный пропуск части высказывания в неполном пред­ложении. Обычно эта часть легко восстанавливается на основе знания контекста или ситуации, однако при этом у носителя языка нет необходимости в восстановлении недостающей части высказыва­ния:

Мы врага бы на рога бы [подняли],

Только шкура дорога...

(К. Чу­ковский);

Квиты! Вами я — объедена, Мною — [вы] живописаны! (М. Цветаева).

На следующем уроке мы рассмотрим повторы как одно из выразительных средств языка.

А теперь загляни в глоссарий, попытайся сделать упражнения, а затем проверь себя, выполнив тестовые задания.


 

Школа № 1 города Елабуги © 2011 Все права защищены.

счетчик посещений

Счётчик Посещений