Авторизация
Поиск
Конспект урока «Фигуры» |
РОДИОНОВА АННА ПАВЛОВНА учитель русского языка и литературы школы №1 ЕМР ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ РЕЧИ УРОК 3 ТЕМА: «Стилистические фигуры» План урока:
а) антитеза; б) оксюморон; в) градация; г) инверсия; д) умолчание; е) риторические фигуры; ж) бессоюзие и многосоюзие; з) парцелляция 3. Заключение Современная наука о поэтическом слове унаследовала целый арсенал поэтических тропов и стилистических (риторических) фигур, многие из которых известны вам из школьного курса литературы. Что же сближает и различает тропы и фигуры? И то и другое — намеренное отклонение от обычной речи с целью привлечь к себе внимание, замедлить чтение, задуматься, увидеть изображаемое многоплановым, глубже понять его смысл. И тропы, и фигуры — образные средства художественной речи. Но между ними есть и различие. Троп (греч. «tropos») означает «поворот, оборот речи». Это изменение основного значения слова, перенос названия с традиционно обозначаемого предмета или явления на другой, связанный с какими-то смысловыми отношениями с первым. Фигура (лат. «figura» — образ, вид), напротив, — форма речи, а не поэтического мышления: она не вносит ничего нового, расширяющего наше художественное познание. Ее главное назначение — усилить впечатление от чего-либо, сделать его более ярким, выразительным, наглядным и подчеркнутым. Тропы и фигуры, чтобы их полно и глубоко понять, должны рассматриваться не изолированно, а в связном тексте. Они всегда — только конструктивный компонент текста, но такой, который образно оттеняет обычно наиболее существенное и важное в нем. На предыдущем уроке мы рассмотрели тропы, наиболее часто встречающиеся в задании В8. А сейчас подробнее познакомимся с основными стилистическими фигурами. Фигуры можно условно поделить на семантические (антитеза, оксюморон, градация и д.р.) и синтаксические (параллелизм, анафора, эпифора, подхват, эллипсис, инверсия, умолчание, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие и др.). Антитеза (от греч. «antithesis» — противоположение) — стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений и их свойств. Антитеза выражается обычно антонимами — словами с противоположными значениями. Смерть и бессмертье, жизнь и погибель и деве и сердцу ничто. (М.Лермонтов) Она дает возможность ярко противопоставить обозначаемые предметы или явления, противоположные проявления качества или свойства, сделав их смысловым «фокусом» фразы. Антитеза реализуется чаще всего в определенных конструкциях, в которых противоположность подчеркивается союзами, интонацией и другими средствами. Ты богат, я очень беден; Ты прозаик, я поэт... (А.С. Пушкин) Оксюморон или оксиморон (греч. «oxymoron» — остроумно-глупое) — соединение противоположных по смыслу слов, образно раскрывающих противоречивую сущность обозначаемого: И день настал. Встает с одра Мазепа, сей страдалец хилый, Сей труп живой, еще вчера Стонавший слабо над могилой. (А.С. Пушкин) Стоило только мне погрузиться в эти пуховые волны, как какое-то снотворное, маковое покрывало тотчас надвигалось на мои глаза и застилало от них весь Петербург с его веселящейся скукой и скучающей веселостью. (Н. С. Лесков) Такие слова, обладающие несовместимыми в обычной речи семантическими «атомами» («жизнь» и «смерть», «веселье» и «скука» и т. п.), соединяются в поэтическом тексте как взаимопроницаемые противоположности и дают художественное изображение человека, предмета, явления в их внутренних противоречиях (живой труп — по существу неживой живой человек, скучающая веселость — показная веселость и т.п.). Сочетание контрастных по значению слов, часто используется, чтобы создать новое понятие или представление, например: «сухое вино», «честный вор», «свободные рабы». На оксюмороне построены названия некоторых литературных произведений – «Живые мощи» И.С.Тургенева, «Живой труп» Л.Н.Толстого. Градация (лат. «gradatio» — постепенное возвышение, усиление) — расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. При одном предположении подобного случая вы бы должны были... испустить ручьи... что я говорю! реки, озера, океаны слез!.. (Ф.М. Достоевский) Различают градацию восходящую (подъем) и нисходящую (спуск, спад). Градация восходящая. Расположение слов в порядке усиливающегося значения. Пришел, увидел, победил (Юлий Цезарь). Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид (Аксаков). Градация нисходящая. Расположение слов в порядке уменьшающегося значения. Присягаю ленинградским ранам, Первым разорённым очагам: Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам. (О. Бергольц) Выразительность градации повышается сопряжением её с анафорой. Повторение слов или однородных оборотов может создать интонационную градацию. Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым (С.Есенин) Инверсия (лат. inversio — перестановка, переворачивание). Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок, с целью усилить выразительность речи. Инверсия относится к числу стилистических фигур. Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного к опасностям с детства (Коптяева) (инверсия главных членов предложения). Вышел месяц ночью тёмной, одиноко глядит из чёрного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние (Неверов) (инверсия согласованных определений). Сначала очень была огорчена (Пушкин) (инверсия обстоятельства меры и степени). Инверсия связана не только с изменением положения соотносительных членов предложения между ними, но и с местом слова в предложении. В наиболее выигрышном положении оказывается тот член предложения, который выносится в его начало (если только это место не является для него обычным) или, наоборот, отодвигается в конец предложения, особенно если в абсолютном конце предложения сообщается нечто новое. Помогла им чистейшая случайность (инверсировано подлежащее). Не надеюсь я на его аккуратность (инверсировано сказуемое). За Родину сражались герои-партизаны (инверсировано дополнение). Рассказ он написал замечательный (инверсировано определение). С радостью было воспринято это сообщение (инверсировано обстоятельство образа действия). Расположение слов или частей предложения в ином порядке, чем установлено обычными правилами, для подчеркнутого выражения определенной мысли и усиления образности слова «сдвигаются» с их обычных мест. Необычность «синтаксического» построения речи усиливает ее воздействие. В стихах В.В. Маяковского И день за днем ужасно злить меня вот это стало слова меня вот это «вклинены» в форму сказуемого стало злить и потому особо подчеркнуты: поэту досадно, что солнце заходит «без дела» (= вот это). Умолчание — стилистическая фигура, которая состоит в том, что начатая речь внезапно прерывается в расчете на то, что читатель продолжит ее, творчески завершит, на то, что это вызовет у него определенные эмоции. Молчание — сильное выразительное средство. Фигура умолчания часто используется в художественных произведениях для обозначения различного эмоционального и волевого состояния героев, которое отражается в прерывистости, обрыве их речи: -Я к вам в последний раз пришел, — угрюмо продолжал Раскольников, хотя и теперь был только первый, — я, может быть, вас не увижу больше... - Вы... едет? - Не знаю... все завтра... - Так вы не будете завтра у Катерины Ивановны? — дрогнул голос у Сони. - Не знаю. Все завтра утром... Не в том дело: я пришел одно слово сказать. (Ф. М. Достоевский) Риторические фигуры (греч. «rhetor» — оратор) – стилистические обороты, цель которых состоит в усилении выразительности речи. К риторическим фигурам относятся: риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение. Риторический вопрос — вопросительное предложение, употребленное не в собственном своем значении. Оно является по содержанию утвердительным и не требует ответа, а его вопросительная структура и интонация используются для того, чтобы привлечь внимание, повысить эмоциональное воздействие высказывания на читателя. Разве я не знаю его, эту ложь, которою он весь пропитан? (Л.Н. Толстой) Риторическое восклицание – восклицательное предложение, передающее эмоции автора, используется для усиления эмоционального восприятия. Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство. (Ф.Тютчев) Риторическое обращение - обращение, носящее условный характер, сообщающее поэтической речи нужную интонацию: торжественную, патетическую, ироническую и т.д. А вы, надменные потомки, Известной подлостью прославленных отцов… (М.Лермонтов) Используется для усиления эмоционального восприятия, особенно в случаях, когда сочетаются вопросительная и восклицательная интонации. Ветры мои, ветры, вы буйные ветры! Не можете ли, ветры, горы раскачати? (Народная песня) Бессоюзие и многосоюзие — синтаксические фигуры, основанные на намеренном пропуске, или, наоборот, сознательном повторении союзов. В первом случае, при опущении союзов, речь становится сжатой, компактной, динамичной. Изображаемые действия и события здесь быстро, мгновенно развертываются, сменяют друг друга: Швед, русский — колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть и ад со всех сторон. (А.С. Пушкин) В случае многосоюзия речь, напротив, замедляется, паузы и повторяющийся союз выделяют слова, экспрессивно подчеркивая их смысловую значимость: Зато и внук, и правнук, и праправнук Растут во мне, пока я сам расту... (П.Г. Антокольский)
Парцелляция (итал. parcella — частица, от лат. particula) — стилистический прием расчленения в произведении фразы на части или даже на отдельные слова; цель парцелляции — придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения. Парцеллируемые слова отделяются друг от друга точками или восклицательными знаками при соблюдении всех остальных синтаксических и грамматических правил. А все Кузнецкий мост, и вечные французы, Откуда моды к нам, и авторы, и музы: Губители карманов и сердец! Когда избавит нас творец От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок! И книжных и бисквитных лавок! (А. Грибоедов) Встречается слоговая парцелляция, преимущественно в шуточных стихах: А вы знаете, что у, А вы знаете, что па, А вы знаете, что пы, Что у папы моего Было сорок сыновей. (Д. Хармес) Парцелляция широко используется в художественной литературе как средство изобразительности, особый стилистический прием, позволяющий усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений. От присоединения парцелляция отличается тем, что парцеллируемые части всегда находятся вне основного предложения, тогда как присоединительные конструкции могут быть как в рамках основного предложения, так и за его пределами (в последнем случае парцелляция и присоединение фактически совпадают). С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего (Гл. Успенский). У Елены беда тут стряслась. Большая (Панферов). Флеров — всё умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже (Горький). Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился. (Н.Ильина) Эллипсис — намеренный пропуск части высказывания в неполном предложении. Обычно эта часть легко восстанавливается на основе знания контекста или ситуации, однако при этом у носителя языка нет необходимости в восстановлении недостающей части высказывания: Мы врага бы на рога бы [подняли], Только шкура дорога... (К. Чуковский); Квиты! Вами я — объедена, Мною — [вы] живописаны! (М. Цветаева).
На следующем уроке мы рассмотрим повторы как одно из выразительных средств языка. А теперь загляни в глоссарий, попытайся сделать упражнения, а затем проверь себя, выполнив тестовые задания. |