Авторизация

Поиск

Тесты к уроку «Тропы»

РОДИОНОВА АННА ПАВЛОВНА

Учитель русского языка и литературы

школы №1 ЕМР

ТЕМА УРОКА: «ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ РЕЧИ. ТРОПЫ»

Тест

Вариант 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-8.

(1) На грязи, на сырой соломе, под навесом ветхого сарая, на скорую руку превращенного в походный военный госпиталь, в разорённой болгарской деревушке — с лишком две недели умирала она от тифа. (2)0на была в беспамятстве — и ни один врач даже не взглянул на неё; больные солдаты, за которыми она ухаживала, пока ещё могла держаться на ногах, поочерёдно поднимались со своих заражённых логовищ, чтобы поднести к её запёкшимся губам несколько капель воды в черепке разби­того горшка. (3)0на была молода, красива, высший свет её знал; о ней осведомлялись даже сановники. (4) Дамы завидовали ей, мужчины за ней волочились... два-три человека тайно и глубоко любили её. (5) Жизнь ей улыбалась, но бывают улыбки хуже слёз. (6)Нежное кроткое сердце ... и такая сила, такая жажда жертвы! (7)Помо­гать нуждающимся в помощи ... она не ведала другого счастия... не веда­ла — и не изведала. (8)Но она с этим давно помирилась — и вся, пылая огнём неугасимой веры, отдалась на служение ближним. (9)... заветные клады схоронила она там, в глубине души, в самом её тай­нике, никто не знал — а теперь, конечно, не узнает. (10) Жертва принесена... дело сделано.

1. Укажите предложение, в котором наиболее полно выражена основная мысль текста.

  • Предложение 4: Дамы завидовали ей. мужчины за ней волочились... два-три человека тайно и глубоко любили её.

  • Предложение 5: Жизнь ей улыбалась, но бывают улыбки хуже слёз.

  • Предложение 6: Нежное кроткое сердце ... и такая сила, такая жажда жертвы!

  • Предложение 10: Жертва принесена... дело сделано.

Ответ: 4

2. Найдите место для пропущенной фразы. Да и к чему?

  • между предложениями 1-2

  • между предложениями 9-10

  • между предложениями 2-3

  • между предложениями 4-5

Ответ: 2

3. Укажите стиль речи, использованный в данном тексте.

  • публицистический

  • художественный

  • научный

  • научно-популярный

Ответ: 2

4. Укажите тип(-ы) данного текста.

  • повествование и рассуждение

  • описание

  • рассуждение и описание

  • повествование и описание

Ответ: 1

5. Какое слово или словосочетание должно быть на месте пропуска девятом (9) предложении текста?

  • За чем

  • Какие

  • Возможно

  • Хотя

Ответ: 2

6. Какие слова не являются грамматической основой в одном из пред­ложений или в одной из частей сложного предложения текста?

  • она умирала (1)

  • ни один врач не взглянул (2)

  • жизнь улыбалась (5)

  • клады схоронила (9)

Ответ: 4

7. Укажите значение слова свет в третьем (3) предложении.

  • земля, мир, Вселенная

  • круг лиц, принадлежащих к привилегированным классам

  • тот или иной источник освещения

  • лучистая энергия

Ответ: 2

8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, кото­рый вы анализировали. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Единое настроение, пронизывающее весь текст, создаётся благодаря тому, что в нём отражаются воспоминания и чувства лирического героя. Чтобы передать весь трагизм ситуации, писатель в первом предложении прибегает к _______, а во втором предложении использует такое средство художественной выразительности, как __________. Чувство восхищения героиней автор передаёт с помощью ________ (предложение 6). Это чувство усилено ___________   (предложения 8, 9), создающей настроение отрешённости, грусти.

Список терминов:

1) эпитеты

2) метафора

3) инверсия

4) экспрессивная лексика

5) лексический повтор

6) олицетворение

7) риторическое восклицание

8) градация

Ответ: 3,2,7,4.


Вариант 2

Прочитайте текст и выполните задания 1-8.

(1)... (2)Палатка устроена. (3) В ней тепло и сухо. (4)Фонарь «летучая мышь» висит на крючке. (5)Вечером я зажигаю его и даже читаю в палатке, но читаю обыкновенно недолго — на Прорве слишком много помех: то за соседним кустом начнёт кричать коростель, то с пушечным гулом ударит пудовая рыба, то оглушительно выстрелит в кусте ивовый прут и разбрызжет искры, то над зарослями начнёт разгораться багровое зарево, и мрачная луна взойдёт над просторами вечерней земли. (6)И сразу же стихнут коростели, и перестанет гудеть в болотах выпь — луна поднимается в настороженной тишине. (7)0на появляется как владетель этих тёмных вод, столетних ив, таинственных длинных ночей. (8)Шатры чёрных ив нависают над головой. (9)Глядя на них, начинаешь понимать значение старых слов. (10)Очевидно, такие шатры в прежние времена назывались «сенью». (11)Под сенью ив... (12) ... в такие ночи созвездие Ориона называешь стожарами, а слово «полночь», которое в городе звучит, пожалуй, как литературное понятие, приобретает здесь настоящий смысл. (13)Вот эта тьма под ивами, и блеск сентябрьских звёзд, и горечь воздуха, и далёкий костёр в лугах, где мальчишки сторожат коней, согнанных в ночное, всё это — полночь.

1. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым (1)
в этом тексте?

  • На Прорве у меня есть любимые, всегда очень глухие места.

  • Там я разбил палатку.

  • Палатку я окопал так, чтобы во время дождя вода стекала по её бокам в канавы и не подмочила пол.

  • Палатку надо натягивать так, чтобы она гудела, как барабан.

Ответ: 3

2. Какое слово или словосочетание должно быть на месте пропуска
двенадцатом (12) предложении текста?

  • И почему-то

  • Наконец

  • Вот тогда-то

  • В итоге

Ответ: 1

3. Укажите стиль речи, который используется в данном тексте.

  • научно-популярный

  • художественный

  • публицистический

  • разговорный

Ответ: 2

4. Укажите тип(-ы) речи, использованный(-ые) в 8-13 предложениях
этого текста.

  • описание

  • рассуждение

  • повествование и описание

  • повествование и рассуждение

Ответ: 2

5. Укажите количество грамматических основ в пятом (5) предложении.

Ответ: 7

6. Укажите значение слова понятие в двенадцатом (12) предложении.

  • логическое оформление мысли

  • идея чего-нибудь

  • представление о чём-нибудь

  • способ понимания чего-нибудь

Ответ: 3

7. Среди предложений 5-11 найдите односоставное определённо-личное
предложение. Напишите его номер.

Ответ: 9

8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, кото­рый вы анализировали. В этом фрагменте рассматриваются языковые
особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии,
пропущены. Вставьте на месте пропуска цифры, соответствующие но­
меру термина из списка.

Чтобы создать выразительную картину ночи, К. Паустовский исполь­зует в тексте  ________    (предложение 5). А затем наше воображение завораживают тёмные воды, чёрные ивы, багровое зарево, мрачная луна. Как неожиданны и в то же время как точны эти          __________! Описывая появление луны, автор прибегает к __________          (предложение 7). И даже __________  (предложение 13) под пером талантливого писателя превращаются в средство художественной выразительности.

Список терминов:

  • метафора

  • синтаксическая анафора

  • риторический вопрос

  • эпитеты

  • фразеологизм

  • градация

  • ряды однородных членов

  • олицетворение

Ответ: 2, 4, 8, 7

Вариант 3

Прочитайте текст и выполните задания 1-8.

(1)Вы знаете, что реки поют? (2) Что в их песне есть свой ритм, своя особая музыка? (3)До этого весеннего утра я не знал...

(4)Палатка наша стояла на изгибе реки, в молодых зарослях камчатского тополя — метрах пяти от берега.

(5) Я засыпал всегда с таким чувством, словно кто-то меня убаюкивал. (6) А вот сегодня, проснувшись раньше обычного, — едва-едва начинало свет­леть полотно палатки, — я сразу уловил светлую, радостную мелодию. (7)Это звучала песня реки, спокойная, властная и стремительная. (8)За­вздыхал, зашевелился, как и подобает великану, близкий океан, и земля стала вторить ему раскатисто и гулко. (9)А когда спешившее из-за гори­зонта солнце включило в этот хор свой торжественный голос, я не выдер­жал, торопливо оделся и вышел из палатки.

(10) Далёкая сопка натянула шапку зари. (11)Чуть левее этой сопки грозно дышала облаками красноватого дыма Ключевская.(12)Я стоял на каменистом уступе, и прямо у моих ног била о берег река.(13)Я слушал песню дикой и гордой реки. (14)Мимо меня проплывали льдины; наталкиваясь на уступ, они раскалывались со звоном и хрустом.(15)... начало казаться, что я неудержимо движусь вместе с утёсом, бе­регом и тайгой в противоположную течению сторону, и могучая мелодия реки зазвучала в душе с новой силой.

1. Найдите место для пропущенной фразы.
Но я никак не мог понять — кто.

  • между предложениями 2-3

  • между предложениями 5-6

  • между предложениями 10-11

  • между предложениями 7-8

Ответ: 2

2. Укажите стиль речи, который используется в данном тексте.

  • разговорный

  • научно-популярный

  • официально-деловой

  • художественный

Ответ: 4

3. Укажите тип(-ы) речи, использованный(-ые) в данном тексте.

  • повествование и описание

  • описание и рассуждение

  • рассуждение

  • описание

Ответ: 1

4. Какое слово или словосочетание должно быть на месте пропуска в
пятнадцатом (15) предложении текста?

  • За тем

  • Когда

  • Вскоре

  • Хотя

Ответ: 3

5. Укажите значение слова била в двенадцатом (12) предложении.

  • производить резкие движения

  • добиваться чего-нибудь

  • наносить поражение

  • ударяться обо что-нибудь

Ответ: 4

6. Среди предложений текста найдите такое, которое связано с преды­дущим при помощи противительного союза и указательной частицы.
Напишите номер этого предложения.

Ответ: 6

7. Укажите количество грамматических основ, имеющихся в четырнад­цатом (14) предложении.

Ответ: 2

8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, кото­рый вы анализировали. В этом фрагменте рассматриваются языковые
особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии,
пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие
номеру термина из списка.

Не случайно в двух первых предложениях текста П. Проскурин использует _____        . А затем, благодаря использованию автором_________(предложения 8,9), мы слышим, как река поёт, океан вздыхает, а земля ему вторит. И вот мы уже видим, что «далёкая сопка натянула шапку зари».  Как необычна эта _________(предложение 10). Писатель вновь возвращает нас к песне реки, мелодию которой он передаёт через описание реки с помощью ___________(предложение 13). И нам кажется, что мы, как и автор, неудержимо движемся с утесом, а в душе звучит прекрасная песня реки.

Список терминов:

  • метафора

  • инверсия

  • риторический вопрос

  • эпитеты

  • фразеологизм

  • градация

  • анафора

  • олицетворение

Ответ: 3,8,1,4


 

Школа № 1 города Елабуги © 2011 Все права защищены.

счетчик посещений

Счётчик Посещений