Авторизация

Поиск

Упражнения к уроку «Основные выразительные средства языка»

ЗАДАНИЯ К УРОКУ НА ТЕМУ:

 

«ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА»

1. Прочитайте внимательно текст. Выполните задания.

(1)Все мы — частицы Вселенной, ничем не измеримого пространства и времени... (2) В этом наша надежда на чудо, надежда на какие-то силы, которые придут на по­мощь в пору всеобщей трагедии, когда не будет хватать кислорода, начнут таять льды Ледовитого океана или дохнёт оцепеняющим холодом «ядерная зима».

(3) Тогда ни клевета, ни злословие, ни ненависть, ни национализм не придут на помощь. (4) Кто поможет, если все разъеди­нены?.. (5)Разъединяющий порок цивилизации заключается в том, что при содействии науки она соблазняет алчное человеческое потребление, предлагая комфорт, удо­вольствия и излишества без должного обеспечения их средствами оплаты, таким образом порождая стрессы, неврозы и преступления... (6) Цивилизация скорбит о том, что прожитый день без физических удовольствий («для себя») навсегда потерян, а культура свидетельствует, что все прошлое не ут­рачено, стало быть, вовсе не бессмысленно. (7) История — это не праздное воспоминание, это концепция вечного возвращения, поучительного хождения по прошлому... (8)Пока мы, люди, творим и любим — более высшего смысла и высшей справедливости нет. (9) Тысячи лет в не­прерывном двухтысячелетием существовании христи­анского мира славянская культура держит нашу землю в полосе света, порой среди холода и мрака, рождая для человечества великих гениев — философов, писателей, живописцев...

(Ю. Бондарев)

1. Какое утверждение противоречит точке зрения автора текста?

  • Цивилизация и культура — это не одно и то же.

  • Культура опирается на бережное отношение к традици­ям, к прошлому.

  • Цивилизация, опираясь на достижения науки, «со­блазняет» человека, предлагая комфорт, удовольствия, из­лишества.

  • Достижения цивилизации всегда придут нам на помощь и спасут от трагедий и катастроф.

2. Какие аргументы (укажите не менее трех утверждений) по­могут вам доказать, что это текст публицистического стиля?

  • Главная функция текста — воздействие на читателя.

  • В тексте много научных терминов.

  • Автор использует изобразительно-выразительные сред­ства, чтобы выразить не только мысли, но и чувства.

  • В тексте употребляется оценочная лексика.

  • В тексте есть действующие лица, персонажи.

3. Укажите изобразительно-выразительные средства, которые использует автор? (Не менее трех.)

  • эпитеты

  • многосоюзие

  • метафоры

  • анафора

  • парцелляция

  • ряды однородных членов

4. Из последнего предложения выпишите антонимы.

2. Прочитайте внимательно текст, выполните задания.

1) Любовь к Родине невозможна без любви к родному слову. (2)Только тот может постигнуть своим сердцем и разумом красоту, величие и могущество нашей многое национальной Родины, кто дорожит родным словом. (3)Человек, который не любит языка родной матери, которому ничего не говорит родное слово, — это человек без рода и племени. (4)Я глубоко и нежно люблю русский язык, пишу на русском языке, наизусть знаю «Евгения Онегина» и «Кому на Руси жить хорошо», «Мертвые души» и «Слепого музыканта», «Записки охотника» и «Степь», много страниц Толстого и Достоевского, добрую половину стихов Тютчева и Никитина, Исаковского и Есенина, Ахматовой и Твардовского... (5) Для меня русский язык — неисчерпаемый источник мысли, чувств, стремлений; когда мне трудно или невыносимо больно, я начинаю читать по памяти великие произведения русской литературы и в этом нахожу не только успокоение, но и ощущаю большой подъем душевных сил. (6) На фронте я мог носить в полевой сумке одну-единственную книгу, и этой книгой был томик «Избранное» И.С. Тургенева. (7) Но счастье это­го великого духовного общения с русской культурой ор­ганически связано для меня с тем, что есть у меня родной язык — украинский: с молоком матери, с ее колыбельными песнями, со словами родной речи вошло в сердце чувство любви к Отчизне, и, когда в последние секунды моей жизни угаснет все в сознании моем, в нем будут жить еще какую-то долю мгновения родные слова, произнесенные невообразимо давно моей матерью.

(В.А. Сухомлинский)

1. Какое утверждение противоречит содержанию текста?

  • Со словами родной речи вошло в мое сердце чувство любви к Отчизне.

  • Я знаю наизусть многие произведения русских писателей.

  • Русский язык—это мой родной язык.

  • Когда мне трудно, я начинаю читать по памяти произ­ведения русской классики.

2. Определите стиль и тип речи текста:

  • научный стиль, рассуждение

  • публицистический стиль, описание

  • публицистический стиль, рассуждение с элементами повествования

  • художественный стиль, повествование

3. Какое слово (словосочетание) не входит в ряд синонимов к слову родина?

  • Отечество

  • отчизна

  • родимый

  • отчий край

4. Какие три средства языковой выразительности используются в тексте?

  • оценочная лексика

  • эпитеты

  • риторический вопрос

  • анафора

  • метафора

3. Внимательно прочитайте текст, выполните задания.

(1)Любовь к языку — это одно из проявлений любви к родине, которая всегда с нами. (2) Однако ощущаем мы эту любовь особенно остро, когда расстаемся с родными местами на какое-то время... (3) Приходилось не раз слышать от людей, со времени их юности живущих на чужбине, признания в том, что, заслышав родную русскую речь, они готовы бывают расплакаться. (4)Недаром существует такая теория, что на ритм и звучание родной речи человек настраивается, находясь еще под сердцем матери... (5)Родной язык является самым совершенным инст­рументом, говорить и понимать с его помощью столь же просто и естественно, как ходить и дышать. (6)И по­тому каждый человек не ощущает никаких ограниче­ний и расценивает свой язык как самый красивый, богатый и выразительный. (7) Если обратиться к русским писателям, мы найдем сотни признаний в том, что любовь, внимание и интерес к языку своего народа были для них одним из мощных стимулов, побудив­ших их к творчеству.

(Ю.Н. Караулов)

1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

  • Каждый человек расценивает родной язык как самый красивый.

  • Для русских писателей любовь и интерес к языку — это стимул, побуждающий к творчеству.

  • Ритм и звучание родной речи мы начинаем ценить толь­ко тогда, когда расстаемся с родными местами.

  • Любовь к языку — одно из проявлений любви к ро­дине.

2. Укажите средства связи между предложениями первого абзаца (1-4):

  • лексический повтор

  • однотематическая лексика

  • вводные слова

  • местоимения

  • числительные

  • наречия

  • союзы

3. Определите стиль текста:

  • официально-деловой

  • художественный

  • публицистический

  • научный

4. Укажите средства языковой выразительности:

  • оценочная лексика

  • сравнение

  • эпитеты

  • градация

  • анафора

  • антонимы

  • ряды однородных членов

  • прилагательные в превосходной степени


 

Школа № 1 города Елабуги © 2011 Все права защищены.

счетчик посещений

Счётчик Посещений