Авторизация

Поиск

Глоссарий к уроку «Основные выразительные средства языка»

РОДИОНОВА АННА ПАВЛОВНА

Учитель русского языка и литературы

школы №1 ЕМР

ТЕМА УРОКА: «ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА»

Глоссарий

Выражение

Определение

Аллитерация

Один из видов звукописи. Повторение в стихотворной речи (реже - в прозе) одинаковых согласных звуков:

Нева вздувалась и ревела

Котлом клокоча и клубясь.

(А.Пушкин)

Анафора

Единоначатие (единоначалие). Повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф:

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид

(А.С.Пушкин)

Антитеза

Стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов. Антитеза часто строится на антонимах. Преступление и наказание»)

Антонимы

Слова противоположные по значению:

Волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень

Не столь различны меж собой…

(А.Пушкин)

Арго

В переводе с французского - жаргон

Архаизмы

Вышедшие из употребления слова и выражения, заменённые другими. (Выя – шея)

Ассонанс

а) неточная, неполная рифма, основанная на совпадении либо ударных гласных, либо слогов, на которые падает ударение, либо комплексов согласных, смежных с одинаковыми гласными;

б) концентрированное повторение гласных звуков:

У наших ушки на макушке,

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки –

Французы тут как тут.

(М.Лермонтов)

Бессоюзие

Бессоюзная связь однородных членов предложения или частей сложного предложения. Используется как стилистический приём:

Швед, русский колет, рубит, режет (А.С.Пушкин)

Вводные слова

Слова и сочетания слов, грамматически не связанные с членами предложения и передающие отношение говорящего к высказываемой мысли.

Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий. (К.Паустовский)

Вопросительные предложения

Высказывание, направленное на то, чтобы получить от адресата речи словесный ответ.

Хотите ехать ко мне сегодня же? (А.Островский)

Вопросно-ответная форма изложения

Текст или отрывок текста, построенный в виде вопросов и ответов.

Казалось бы, что за беда? Читают – и пусть себе.

Восклицательные предложения

Предложения, имеющие особую интонационную окраску.

Как Софья Павловна у вас похорошела! (А.Грибоедов)

Гипербола

Художественное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета. («В сто сорок солнц закат пылал» В.Маяковский)

Градация

Цепь понятий или определений с постепенным нарастанием или убыванием значимости («Не жалею, не зову, не плачу» С.Есенин)

Диалектизмы

Элементы народной речи, принадлежащие местному говору; слова, употребляемые в той или иной местности:

Тихих вод парагуш квелый

Курит люльку на излуке…

(С.Есенин)

Диалог

Разговор двух или более лиц в литературном произведении

Жаргон

Разговорный диалект, имеющий хождение в небольшой социальной группе, понятный лишь тем, кто им пользуется:

Вышел на арапа. Канает буржуй.

А по пузу золотой бампер.

(И.Сельвинский)

Жаргонизмы

Слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной или возрастной группой

Заимствованные слова

Слова, вошедшие в русский язык из других языков

Но панталоны, фрак, жилет – всех этих слов на русском нет! (А.Пушкин)

Звукопись

Соответствие фонетического состава фразы изображаемой картине.

Я вольный ветер, я вечно вею, // Волную волны, ласкаю ивы,// В ветвях вздыхаю, вздохнув немею,//Лелею травы, лелею нивы. (К.Бальмонт)

Звуковая организация речи

Целенаправленное применение элементов звукового состава языка: гласных или согласных звуков, ударных и безударных слогов, пауз, интонации, повторов и т.д. Включает в себя: звуковые повторы, аллитерацию, ассонанс, звукоподражания.

Звукоподражание

Разновидность звукописи; использование звуковых сочетаний, способных отразить звучание описываемых явлений, сходных по звучанию с изображаемым в художественной речи («гром грохочет», «ревут рога», «кукушки кукованье»)

Инверсия

Нарушение привычного порядка слов в предложении («Белеет парус одинокий/ В тумане неба голубом» М.Лермонтов)

Индивидуально-авторские слова

Неологизмы (окказионализмы), созданные автором литературного произведения

Вот и вечер в ночную жуть ушёл от окон, хмурый, декабрый. (В.Маяковский)

Ирония

Троп, состоящий в употреблении с целью насмешки слова или выражения в значении, противоположном буквальному. («Гвоздин, хозяин превосходный, / Владелец нищих мужиков» А.Пушкин)

Историзмы

Устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением предметов, которые они обозначали (опричник, архалук)

Каламбур

Фигура речи, состоящая в юмористическом использовании многозначности слова или звукового сходства различных слов. (Шёл дождь и два студента)

Книжная лексика

Лексика, характерная для книжных стилей речи

Кольцо

Композиционно-стилистический приём, заключающийся в повторении в конце стихотворной строки, строфы или всего произведения начальных слов или отдельных звуков.

Мы любим шумные пиры,//Вино и радости мы любим (Н.Языков)

Контекстные антонимы

Антонимы, находящиеся в одном предложении или определённом отрезке текста.

Ложь бывает доброй и злой,

Сердобольной или беспощадной

(Ф.Кривин)

Контекстные синонимы

Синонимы, находящиеся в одном предложении или определённом отрезке текста.

Заскрипели, завизжали, заплакали полозья, отдираясь от настывшего снега, заговорили нестройно, вразброд колокольцы под дугами. (А.Куприн)

Крылатые слова и выражения

Краткие цитаты из литературных произведений, выражения, изречения исторических лиц, имена мифологических и литературных персонажей, ставших нарицательными

(Ба! Знакомые всё лица. (А.Грибоедов), Митрофанушка – герой Д.Фонвизина)

Лексический повтор

Повторение одного и того же слова в предложении или рядом стоящих предложениях

В те времена алчущий читатель искал книгу – теперь алчущая книга гоняется за читателем. Книга перестала быть учителем жизни, общество, всё вокруг себя превратившее в товар, уронило и значение книги. (Д.Лихачёв)

Литота

1) художественное преуменьшение тех или иных свойств изображаемого предмета. (Мужичок с ноготок, Дюймовочка, небо показалось с овчинку)

2) определение какого-либо понятия или предмета путём отрицания противоположного: (Не дорого ценю я громкие права,/От коих не одна кружится голова. А.Пушкин)

Метафора

Перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства, скрытое сравнение. («Покатились глаза собачьи/ Золотыми звёздами в снег» С.Есенин)

Метонимия

Перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их смежности (материал – изделие, содержимое – содержащее, продукт – его производитель, действие – орудие действия и т. д.) («И вы, мундиры голубые, / И ты, им преданный народ» М.Лермонтов)

Многозначность

Полисемия. Наличие у одного и того же слова нескольких связанных между собой значений, обычно возникающих в результате развития первоначального значения этого слова

Многосоюзие

Намеренный повтор союза обычно в начале смежных строк. («Ох, лето красное! Любил бы я тебя, /Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи» А.Пушкин)

Неологизмы

Новые слова, возникающие в языке в результате появления новых понятий

Неполные предложения

Предложения, в которых отсутствуют формально необходимые главные или второстепенные члены, ясные и без названия из контекста или ситуации.

Я любил Францию давным-давно. Сначала умозрительно, а потом вплотную, всерьёз. (К.Паустовский)

Обособленные члены предложения

Второстепенные члены предложения (определения, дополнения, обстоятельства), имеющие добавочное значение и обособляемые на письме.

Я положил голову на ягдташ, заменявший мне подушку, и закрыл глаза. (И.Тургенев)

Однородные члены предложения

Члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же члену предложения.

Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. (В.Короленко)

Окказионализмы

Авторские неологизмы (индивидуально-авторские слова) Свод небесный коркою вычерствел. (В.Маяковский)

Оксюморон

Сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе («Горячий снег», «Живой труп»)

Олицетворение

Троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевлённые предметы или отвлечённые понятия, разновидность метафоры. Зима недаром злится,/ Прошла её пора -/ Весна в окно стучитсягонит со двора»)

Омонимы

Слова, разные по значению, но совпадающие по звучанию (лук - растение, лук – орудие)

Парадокс

Суждение, отличающееся глубиной мысли, но противоречащее традиционным понятиям и представлениям; яркое, неожиданно точное по смыслу высказывание, на первый взгляд расходящееся со здравым смыслом или даже опровергающее его; часто – афоризм или разновидность остроты. («Чем лучше, тем хуже». «Чем меньше женщину мы любим, // Тем легче нравимся мы ей» (А.С.Пушкин), «Злые языки страшнее пистолета». (А.С.Грибоедов)

Параллелизм синтаксический

Тождественное или сходное построение смежных фрагментов художественного текста. («Я звал тебя, но ты не оглянулась/ Я слёзы лил, но ты не снизошла» А.Блок)

Парафраз(а)

Перифраз(а)

Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указания на их характерные черты («Улыбкой ясною природа/Сквозь сон встречает утро года» А.Пушкин)

Паронимы

Однокоренные слова, разные по значению, но сходные по звучанию (абонент – абонемент)

Парцелляция

Такое членение предложения, при котором содержание высказыва­ния реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после раз­делительной паузы.

С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего

(Гл. Успенский).

Переносное значение слова

Перенос наименования предмета на другой предмет.

Железная воля, седая зима

Повтор

Повторение слов, выражений, композиционных элементов в художественном тексте. К повторам относятся: анафора, подхват, рефрен, синтаксический параллелизм, эпифора, эпистрофа

Подхват

Фигура, которая заключается в подчёркнутом повторении конца стиха в начале следующего стиха. (Придёт оно большое, как глоток,/Глоток воды во время зноя летнего» Р.Рождественский)

Профессионализмы

Слова, употребляемые людьми той или иной профессии

Просторечия

Народно-разговорные слова, используемые в тексте художественного произведения

Скребницей чистил он коня,

А сам ворчал, сердясь не в меру:

«Занёс же вражий дух меня

На распроклятую квартеру!»

(А.Пушкин)

Публицистическая лексика

Лексика, характерная для публицистического стиля: общественно-политическая, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, психологии и т.д.

Разговорная лексика

Слова, характерные для разговорного стиля – разговорно-бытовые слова (вымахал), фразеологизмы (ни бе ни ме), эмоционально-окрашенные слова (духотища), слова с переносным значением

Разговорные синтаксические конструкции

Синтаксические конструкции, характерные для разговорного стиля: неполные предложения. вопросительные и побудительные предложения

Риторический вопрос

Оборот, в котором эмоциональная значимость высказывания подчёркивается вопросительной формой, хотя на этот вопрос ответа не требуется. («Куда ты скачешь, гордый конь?» А.Пушкин)

Риторическое восклицание

Построение речи, при котором в форме восклицания в повышенно эмоциональной форме утверждается то или иное понятие («Да, так любить, как любит наша кровь,/ Никто из вас давно не любит!»)

Риторическое обращение

Обращение, носящее условный характер, сообщающее поэтической речи нужную интонацию: торжественную, патетическую, ироническую и т.д. («А вы, надменные потомки/ Известной подлостью прославленных отцов…» М.Лермонтов)

Сарказм

Высшая степень иронии, злая насмешка.

Нуждин, хозяин благородный,/Владелец нищих мужиков. (А.Пушкин)

Символ

Многозначный, глубокий по смыслу образ, соотносящий разные планы изображаемой действительности на основе их родственности, общности (Буревестник – символ грядущей революции)

Синонимы

Слова, разные по звучанию, но близкие или тождественные по значению (алфавит – азбука).

Различают: лексические синонимы – слова, относящиеся к одной и той же части речи, выражающие одно и то же понятие, но отличающиеся оттенками значения;

Стилистические синонимы- слова, отличающиеся стилистической окраской, сферой употребления (лик - лицо – физиономия – мордашка);

Синтаксические синонимы – параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению: начать работу – приступить к работе.

Синекдоха

Раз­новидность метонимии, в основе которой лежит отноше­ние части и целого. Образный перенос названия связан здесь с количественными отношениями между обозначаемыми предметами.

И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу.

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

(А.Пушкин)

Синонимы

Слова одной и той же части речи, близкие или тождественные по значению, но разные по звучанию и написанию.

Вьюга снежная, пурга, напряди нам пряжи. (С.Маршак)

Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Слова с суффиксами субъективной оценки, передающие различные оттенки чувств: сыночек, аккуратненько, чашечка

Сравнения

Образное выражение, в котором один предмет (явление, признак и т.п.) сопоставляется с другим, обладающим каким-нибудь свойством в большей мере.

Чаще всего сравнения присоединяются при помощи союзов как, точно, словно, будто, как бы, как будто и д.р. Уж близок полдень. Жар пылает.

Как пахарь, битва отдыхает.

(А.С.Пушкин)

Сравнительный оборот

Оборот, придающий нашей речи образность, т.к. определяет предмет, его признак или действие, сравнивая его с чем-то. Сравнительные обороты начинаются союзами будто, как будто, словно, нежели, чем, точно, что, как

Термины

Слова или сочетания слов, представляющие собой официальные наименования специальных понятий, применяемых в науке, технике, искусстве.

Традиционно-поэтическая лексика

Слова, придающие речи образность - тропы и фигуры.

Тропы

Слова, используемые писателями в переносном значении

Умолчание

Стилистическая фигура. Сознательная незавершенность предложения, недоговорённость

Устаревшие слова

Слова, вышедшие из активного повседневного употребления

Фигуры речи

Формы или обороты речи, усиливающие её воздействие благодаря определённым синтаксическим построениям.

Фразеологизмы

Устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению

Цитирование

Дословная выдержка из какого-либо устного или письменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения своей мысли.

«Язык народа, - писал В.И.Даль, - бесспорно главнейший родник или рудник наш, сокровищница нашего языка».

Эллипсис

Стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо слова, легко восстанавливаемого из контекста. («Зверю – берлога,/ Страннику – дорога, /Мёртвому – дроги, /Каждому – своё» М.Цветаева)

Эмоционально окрашенная лексика

Слова, выражающие отношение к предметам, признакам, действиям и т.д. Эмоциональная окраска может быть отрицательной и положительной

Эпитет

Художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность. («Отговорила осень золотая/ Берёзовым весёлым языком» С.Есенин)

Эпистрофа

Повторение одного и того же слова или выражения в длинной фразе или периоде; в поэзии словесные повторы в начале и в конце строфы или только в конце строф (Свеж и душист твой роскошный венок,/ Всех в нём цветов благовония слышны,/ Кудри твои так обильны и пышны,/ Свеж и душист твой роскошный венок.)

Эпифора

Повтор слова или сочетания слов в конце смежных стихов, строф или фраз. («Деточка, /Все мы немножко лошади,/Каждый из нас по-своему лошадь» В.Маяковский).


 

Школа № 1 города Елабуги © 2011 Все права защищены.

счетчик посещений

Счётчик Посещений