Авторизация
Поиск
Образовательная программа |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАмуниципального образовательного учреждения "Средняя (полная) общеобразовательная школа № 1" Елабужского муниципального района
Елабуга 2009
I раздел
Общие положенияЦель разработки программы - создание школьного нормативно-управленческого документа на основе федерально-региональной нормативной базы образования, специфики содержания образования и особенностей организации содержания образования и особенностей организации образовательного процесса в МОУ "Средняя (полная) общеобразовательная школа №1" Елабужского муниципального района Образование 21 века требует приобретения человека новой образовательной культуры. В концепции Модернизации Российского образования сформулированы новые социальные требования к школе: «Школа в широком смысле слова, должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений. формирования новых жизненных установок личности». Основная идея образовательной программы школы заключается в том, что каждый ребенок-личность, и каждый ребенок обучаем. Исходя из нормативных документов развития системы образования школа ставит своей целью обеспечить:
Назначение программы в том, чтобы создать такую психологически комфортную образовательную среду, где высокое качество образования сочетается с учетом возможностей каждого школьника, где обеспечиваются условия для раскрытия способностей каждого обучающегося. Образовательная программа – это образовательный маршрут, при прохождении которого школа должна выйти на желаемый уровень образования в соответствии со статусом школы, государственными стандартами и гарантированными программами. Образовательная программа призвана обеспечить такую модель образовательного учреждения, которая:
Настоящая образовательная программа определяет основные направления и принцип функционирования и развития средней общеобразовательной школы №1 на 2009 - 2014 годы. Программа строится на основе важнейших положений:
По результатам аттестации 2007 года школа имеет статус государственного образовательного учреждения. Педагогический коллектив обеспечивает полноценное среднее (полное) общее образование. II разделХарактеристика школы и принципов ее образовательной политики
Ступени развития школы (история развития школы, особенности школьных традиций). Средняя школа №1 является частичкой большого образовательного пространства в городе. История школы №1 уходит в далекое прошлое. В 1857 году елабужский купец 1-ой гильдии, потомственный почетный гражданин Капитон Яковлевич Ушков «из искреннего желания успехов просвещения в родном городе возымел прекрасную мысль - выстроить для уездного училища просторное помещение со всеми удобствами, требуемыми учебным заведением ». В сентябре 1860 года было открыто женское училище. В 1870 году оно было преобразовано в женскую гимназию, где обучались в основном дети дворян, чиновников, купцов, духовенства. В 1896 году прогимназия была преобразована в восьмиклассную гимназию. После Великой Октябрьской революции на базе женской гимназии была создана единая трудовая школа 2 ступени на 300 человек. В 1920 году школе было присвоено имя В.И. Ленина. А в 1933 году она была преобразована в школу-десятилетку. С 1996 по 1999 – школа – гимназия №1. в настоящее время – МОУ "Средняя (полная) общеобразовательная школа № 1" Елабужского муниципального района. Истоки рождения школы следует искать не в дате закладки нового здания или присвоения ему того или иного статуса, а в зарождении основных принципов ее будущей деятельности. До Великой Отечественной войны школа №1 была единственной в городе. Все елабужане, которые получили среднее образование до 1944 года - выпускники школы №1. Школа находится по адресу: город Елабуга, проспект Мира, 39 Педагогический коллектив школы состоит из творчески работающих, педагогически грамотных, талантливых и высококвалифицированных учителей (82 % педагогов имеют квалификационные категории). Главный принцип школы - сделать ее школой для детей, где учащимся будет комфортно учиться и отдыхать. Отличительной особенностью школы является благоприятный микроклимат, содружество учеников и учителей, основанное на доверии, уважении и взаимопонимании. Школа организует научно-практическую деятельность учащихся по разным предметам с применением проектных методик, что позволяет расширить кругозор учащихся и дать им навыки исследовательской работы. Школа стремится дать каждому ребенку прочные и качественные знания. 96-98% выпускников ежегодно поступают в ВУЗы. Педагогический коллектив старается создать по-настоящему семейную атмосферу доброжелательности и тепла, сделать школу не только высококлассным учебным заведением, но и любимым домом, где каждому из учеников будет весело и интересно. Педагогический коллектив осознает, что изменения в российском обществе вызвали и изменения в социальном заказе общества к образовательным учреждениям. Образование ставит и, главное, решает задачи развития личности, превращаясь тем самым в действенный фактор развития общества. Неуклонный рост престижа высшего образования в России, ставшая явной для всех необходимость постоянного продолжения образования и самообразования во взрослом мире, ставят перед школой еще одну задачу, которая, на наш взгляд, может стать одним из основных критериев изменения системы ценностей в модернизованной системе школьного образования в России — задачу научить ребенка учиться, то есть дать ему в стенах школы не только знания и общеучебные навыки, но и сформировать ключевые компетенции, необходимые для дальнейшего продолжения образования и самообразования, привить положительную мотивацию и волю к познанию мира и работе над собой. Педагогический коллектив осознает, что современная эпоха - эпоха реформирования образования, школы, личности учителя ребенка, их отношений к жизни и деятельности, друг к другу; эпоха формирования новых педагогических идей, нового типа мышления. Идет пересмотр целей деятельности школы. Школа обретает новое зрение, иной взгляд на ребенка: пытается увидеть в школьнике сначала человека, личность, а потом ученика. Сама жизнь сегодня подвела школу к необходимости выработать свои собственные позиции и ориентиры. За основу своей образовательной политики педагогический коллектив взял личностно-ориентированную педагогику, позволяющую учитывать в процессе обучения и воспитания закономерности и особенности формирования личности ребенка. Цель образования сегодня - развитие школьника. Главное условие для достижения этого - включение каждого ребенка в активную деятельность на каждом учебном занятии с учетом его возможностей и способностей, уровня подготовки, зоны ближайшего развития. Педагогический коллектив целенаправленно стремится перевести педагогические процессы и школу в целом в новое, более качественное состояние, стимулирующее ученика и учителя. В настоящее время наша школа находиться в режиме развития:
Основное противоречие в современной общеобразовательной школе - несоответствие форм и методов организации учебно-воспитательного процесса учебным возможностям и потребностям школьников. Преодолеть это можно, если за основу деятельности принять развивающую среду, перевести обучение с преподавания на управление учебно-познавательной деятельностью учащихся. Поэтому педагогический коллектив школы ведет поиск, направленный на апробацию на практике эффективных образовательных технологий, помогающих школьникам овладевать широким спектром способов полноценного усвоения знаний; на формирование устойчивых навыков умственного труда, осознанное владение учащимися интеллектуальными умениями. Наша цель - формирование педагогического коллектива единомышленников, ясное осознание каждым учителем педагогических идей, ценностных ориентаций. Наш идеал современного учителя - педагог-профессионал, широко образованный и культурный человек, гуманист и интеллигент, реализующий инновационные подходы к обучению, воспитанию и развитию подрастающего поколения. Важнейший признак педагогической культуры – творчество учителя. Дальнейшая работа по формированию творческой атмосферы в педагогическом коллективе, проблемно-поискового сознания каждого учителя позволит более успешно решать проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса. Создания условий для самовыражения личности, творчества, инициативы, познавательной и мыслительной активности школьников. Учителя и ученики, их родители — патриоты своей школы, любят ее и гордятся ею. В этом залог дальнейшего развития школы. Таким образом, школа находится в неустанном поиске, в непрерывном движении вперед.
IV разделЦели, задачи направления образовательной политики школыНаша школа ставит цель - воспитать разносторонне развитую гармоническую личность, способную творчески участвовать в социальных преобразованиях общества, глубоко знающую историю и культуру своего Отечества, способную и готовую к интеллектуальному творческому труду; формировать общую культуру обучающегося на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательных программ; адаптация обучающихся к жизни в обществе; создание основы для осознанного выбора и последующего усвоения профильных образовательных программ.
Задачи образовательного учреждения:
Образовательная политика школы ориентирована на:
Исходя из вышеизложенного, назначение образовательной программы школы как нормативно-управленческого документа, реализующего принцип личностной ориентации образовательного процесса, определить условия построения образовательного пространства школы, обеспечивающего создание благоприятных условий для формирования у детей способностей, которые помогут им интегрироваться в современное мировое сообщество. Приоритетные направления и назначение образовательной программы школы находят свое выражение в реализации конкретных задач:
Для начальной школы:
Для основной школы:
Для старшей школы:
Приоритетные направления деятельности школы очень многогранны и потребуется не один год на достижение значимых результатов в работе по каждому из них. Таким образом, работа школы будет планироваться поэтапно, предполагается ежегодный глубокий анализ педагогических процессов школы, корректировка поставленных перед коллективом конкретных задач по мере продвижения к намеченной цели.
V разделОбразовательные программы, реализуемые в образовательном учреждении
Обязательными условиями всякого процесса развития являются единство его составляющих, их тесная взаимосвязь и непрерывность. Процесс воспитания и образования личности, как никакой другой, требует неукоснительного соблюдения этих принципов. В условиях общеобразовательной школы очевидны три основные ступени развития:
Структура образовательного учреждения требует конкретного организационного обеспечения. Обязательными следует считать следующие моменты:
Образ выпускника начальной школы как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на начальной ступени Нравственный потенциал
Познавательный потенциал
Коммуникативный потенциал
Эстетический потенциал
Физический потенциал
Учебный план
Учебный план составлен на основе концепции непрерывного образования. При отборе содержания образования учитывались дидактические принципы гуманизации и гуманитаризации, непрерывности и поступательности, интеграции и дифференциации. Представленные в учебном плане компоненты содержат учебный материал, способствующий интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию младших школьников, а также формированию у учащихся умений и навыков познания и преобразования самих себя и окружающей действительности.
Учебные программы, используемые в образовательном процессе В соответствии с особенностями детей, пожеланиям родителей и согласно профессиональному выбору учителей начальная школа работает по учебному комплекту «Школа России». Программа по русскому языку значительно расширяет объем знаний, умений, и навыков, предусматривает постепенное усложнение лингвистических понятий курса с учетом возрастных особенностей детей. Начинают вводиться такие элементы методики, как сопутствующее повторение, опережающие обучение, систематизация полученных знаний. Программа по чтению предполагает формирование навыков осознанного восприятия художественного текста, постоянное совершенствование техники чтения, обучение выразительному чтению, развитие творческих способностей учащихся. Программа по математике ставит перед учителем задачи максимального развития логического мышления школьников, усиления практической направленности в преподавании предмета, формирование осознанных, прочных навыков вычислений, формирование умений и навыков решения задач и уравнений. Программа по иностранному языку расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся, способствует формированию основ филологического образования школьников. Первой содержательной линией является – коммуникативные умения, второй – языковые знания и навыки оперирования ими, третий – социально - культурные знания и умения. Программа по окружающему миру формирует умения наблюдать, характеризовать и обобщать объекты окружающего мира, знания о единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и обществе, способствует воспитанию экологической и духовно- нравственной культуры. Базовый компонент национального образования обязателен для всех учащихся. Программа по татарскому языку и литературе основывается на действующих в настоящее время государственных стандартах обучению татарскому языку и литературе учащихся - татар в русских школах и обучению татарскому языку и литературе русскоязычных учащихся. (Казань, Магариф, 2004). Обучение татарскому языку и литературе ведётся в двух направлениях: обучение татарскому языку как родному учащихся татарской национальности и обучение татарскому языку русскоязычных учащихся как иностранному. Программа направлена на практическое овладение фонетическими, лексическими, грамматическими основами татарского языка; формирование навыков по всем видам речевой деятельности; знакомство с выдающими деятелями татарской литературы. (Преподавание ведётся по традиционным программам и учебникам «Татарский язык», авторы: Ф.С. Сафиуллина, Ф.Ф. Харисов). В соответствии с основными принципами дидактики адаптированы на повышенный уровень обучения программы по другим предметам начальной школы: изобразительному искусству, музыке, трудовому обучению, физической культуре.
Образ выпускника 9-го класса как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной деятельности на основной ступени Нравственный потенциал
Познавательный потенциал
Коммуникативный потенциал
Эстетический потенциал
Физический потенциал
Учебный план, его инвариантная и вариативная части
Учебный план кадетских классов
Учебные программы, используемые в образовательном процессе
Содержание основного общего образования ориентировано на продолжение деятельности по формированию познавательной, коммуникативной, нравственной, эстетической, трудовой и физической культуры учащихся. Русский язык как учебная дисциплина на данной ступени лингвистическое мышление, обеспечивает практическую грамотность, формирует навыки письменной монологической речи. Преподавание ведется по традиционным программам и учебникам. Программа по литературе этого этапа обучения предусматривает не только фактическое расширение литературного материала, но и более детальное проникновение в текст, в идейно-художественное содержание традиционно изучаемых произведений. Большое внимание уделяется изучению литературоведческих понятий и терминов. Преподавание ведется по традиционным программам и учебникам. Цели обучения математике Приоритетным направлением является практическая направленность в преподавании предмета. В настоящее время в школе осуществляется переход на учебные комплексы под редакцией Мордковича (алгебра) и Атанасяна (геометрия). Программа курса физике особое внимание уделяет прикладной направленности преподавания, происходит ознакомление с более широким кругом технологических приложений, ведущее место в образовательном процессе занимает решение задач повышенной сложности, выполнение творческих и учебно-поисковых заданий, в основе которых лежит самостоятельное применение полученных знаний. Базовый компонент химического образования обязателен для учащихся всех уровней. На этой ступени изучаются проблемы химической эволюции вещества, экологические проблемы, рассматриваются вопросы связи химии с другими предметами естественного цикла. Значительное место отводится темам, где речь идет о применении веществ и материалов в быту. Базовое биологическое образование обеспечивает высокую биологическую и, прежде всего экологическую грамотность. Программа по предмету предусматривает не только изучение вопросов теории, но и прикладных основ общей биологии. «Физическая география» объединяет, расширяет и систематизирует знания уч-ся о взаимоотношениях человека и природы, полученные при изучении курса начального звена «Ознакомление с окружающим миром». Базовый компонент географического образования обязателен для всех учащихся. На этой ступени изучается материал о природных условиях России и Республики Татарстан, взаимосвязи климатических условий и природных зон. О многообразии природных комплексов и регионов России. Кроме того, программа содержит рекомендуемый перечень практических работ по каждому разделу. Преподавание ведется по традиционным программам и учебникам под редакцией И.И.Баринова. и А.С. Тайсина. Цель курса «История России» - формирование у учащихся целостного представления об историческом пути страны и судьбы народов, ее населяющих, об основных этапах отечественной истории. Некоторой особенностью действующих программ по предмету является обращение к вопросам истории быта, Православной церкви, российской ментальности. Курс обществознания на данной образовательной ступени интегрирует социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему. Базовый компонент национального образования обязателен для всех учащихся. Программа татарскому языку и литературе обучает татарскому языку и литературе как родному учащихся татарской национальности и обучение татарскому языку и литературе русскоязычных учащихся как иностранному; формирует системное усвоение орфоэпических, орфографических, лексических, грамматических основ татарского языка; развивает творческое мышление; знакомит с художественными произведениями выдающихся татарских писателей; Программа по английскому языку. На этой ступени развиваются сформированные на базе начальной школы коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении, письме. Накапливаются новые языковые средства, обеспечивающие общаться на темы, предусмотренные стандартом и примерной программой для данного этапа.
Образ выпускника средней школы как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на данной ступени
Нравственный потенциал
Познавательный потенциал
Коммуникативный потенциал
Эстетический потенциал
Физический потенциал
Учебный план, его инвариантная и вариативная части
Социально-экономический профиль
Технологический профиль
Учебный план составлен на основе федерального базисного плана с учетом специфики образовательного учреждения (профильное обучение) Он включает в себя все компоненты федерального базисного плана.
Учебные программы, используемые в образовательном процессе Базовый компонент языкового образования обязателен для всех учащихся. На этой ступени закрепляются и углубляются знания учащихся по фонетике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию. Совершенствуется орфографическая и пунктуационная грамотность учащихся; закрепляюся и расширяются знания учащихся о тексте и способах его конструирования, о стилях и типах речи. Преподавание ведется по традиционной программе и учебнику «Русский язык. 10-11 классы» (авторы: Власенков А.К., Рыбчинкова Л.М.), 2005 год. Дополнительная литература Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 11 класс (под редакцией Н.А. Сениной, 2009 год. Базовый компонент литературного образования обязателен для всех учащихся. На этой ступени продолжается работа над формированием литературоведческих понятий, развитием речи мышлении учащихся на межпредметной основе; обучением основам анализа художественного произведения, обеспечивается практическое использование лингвистических компетенций, полноценное восприятие учащимися содержания литературного произведения через его художественно-языковую форму. Преподавание ведется по традиционной программе «Литература для 5-11 классов». Автор-составитель: Г.С. Меркин, С.А. Зенин , В.А. Чалмаев, 2009 год. Изучение математики в старшей школе на профильном уровне направлено на формирование представлений об идеях и методах математики; овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественно-научных дисциплин на профильном уровне; для получения образования в областях, требующих углубленной математической подготовки; воспитание средствами математической культуры личности; отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии. Учебники под редакцией Мордкович А.Г. «Алгебра и начала анализа», 10 класс. В двух частях для общеобразовательных учреждений (профильный уровень), 2007 год. Геометрия 10-11 класс, Атанасян Л.С., В.Ф. Бутузов, 2003 год Базовый компонент химического образования обязателен для всех учащихся. На этой ступени изучаются проблемы химической эволюции вещества, генетической связи между различными классами веществ, рассматриваются экологические проблемы и связи с другими предметами естественного цикла. Значительное место отводится темам, в которых изучается связь химического строения и свойств веществ, изменения, происходящие с веществами; рассматриваются свойства важных в хозяйственном отношении веществ и области использования веществ и материалов в быту. Преподавание ведется по программам и учебникам под редакцией О.С. Габриеляна. Базовый компонент биологического образования обязателен для всех учащихся. На этой ступени формируются знания о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей, развитии современных технологий; понятия теорий и концепций, различных гипотез о сущности и происхождении жизни, человека в ходе работы с различными источниками информации. Преподавание ведётся по традиционным программам и учебникам под редакцией А.А. Каменского, Е.А.Криксунова, В.В. Пасечника. Базовый компонент исторического образования обязателен для всех учащихся. На этой ступени образования происходит формирование исторического мышления. Значительное место отводится рассмотрению событий и явлений с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставляются различные версии и оценки исторических событий и личностей. Преподавание ведется по традиционном программам и учебникам под редакцией А.А. Данилова. Базовый компонент обществоведческого образования обязателен для учащихся профильного технологического класса. На этой ступени изучаются проблемы деятельности, познаваемости мира, особенности политической, экономической и духовной жизни граждан. Значительное место отводится темам, где речь идет о правовой культуре граждан. Преподавание ведется по традиционным программам и учебникам под редакцией А.Н. Боголюбова, А.И. Кравченко. Профильный компонент обществоведческого образования обязателен для учащихся, обучающихся в социально-экономическом профильном классе. На этой ступени изучаются основы философии, социологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования. Значительное место отводится темам познания и деятельности граждан. Преподавание ведется по профильным программам и учебникам под редакцией Л.Н. Боголюбова. Профильный компонент экономического образования обязателен для учащихся социально-экономического профиля. На этой ступени изучаются основные экономические вопросы. Значительное место отводится темам формирования спроса и предложения, предпринимательство, налоговой системы современной России. Преподавание ведется по профильным программам и учебникам под редакцией И.В. Липсиц. Профильный компонент правоведческого образования обязателен для учащихся социально-экономического профиля. На этой ступени изучаются проблемы формирования правосознания и правовой культуры. Значительное место отводится темам создания права, отраслям права, принципам, нормам и институтам права. Преподавание ведется по традиционным программам и учебникам под редакцией Боголюбова Л.Н. Базовый компонент географического образования обязателен для учащихся профильного технологического класса. Курс «Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара. Преподавание ведется по традиционным программам и учебникам под редакцией В.П. Максаковского. Профильный компонент географического образования обязателен для учащихся 10-11 классов социально-экономического профиля. В курсе рассматриваются особенности развития экономики мирового хозяйства, дается характеристика как регионов мира, так и отдельных стран и России. Учебник соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и включен в Федеральный перечень. Преподавание ведется учебникам под редакцией Домогацких Е.М., Алексеевскиц Н.И. Базовый компонент образования по английскому языку обязателен для всех учащихся. На этой ступени изучаются темы, связанные с другими школьными предметами, материалы о России, ее достижения в различных сферах, обычаях, географии, культуре. Основное место занимает живой, современный аутентичный английский язык. Обучение основывается на повторении пройденного и движения вперед за счет постепенного наращивания возможностей учащихся в освоении и использования английского языка. Преподавание ведется по традиционным программам и учебникам: «Английский в фокусе» под редакцией О.В. Афанасьева, Дж. Дули. Дизайнерское направление в технологическом профиле раскрывает структуру содержания основ дизайна. При этом дизайн рассматривается с позиции освоения проектных понятий, художественного языка, плоскостных и объемных форм, развитие эстетического восприятия и творческого мышления. Преподавание ведется по авторской программе Г.В. Власовой. Архитектурное черчение в школе - составная часть профильного образования учащихся. Учебно-воспитательные задачи курса способствуют политехнической и профессиональной подготовке школьников, формированию основ графической грамоты, умений составлять чертежно-графическую документацию. Чтение и выполнение архитектурных чертежей и макетов создают предпосылки для развития у школьников склонностей к изучению архитектуры. Преподавание ведется по авторской программе Г.В. Власовой. Базовый компонент национального образования обязателен для всех учащихся. Программа по татарскому языку и литературе ставит перед собой следующие задачи: обучение использованию знаний и навыков при общении на татарском языке; повторение, систематизация и углубление лексико-грамматического и лингвострановедческого материалов, изученных на уроках татарского языка и литературы; чтение и обмен мнениями по произведениям классиков татарской литературы. Преподавание ведётся по традиционным программам и учебникам «Татарский язык 10-11», авторы: Ф.С. Сафиуллина, Р.Х. Мухиярова, Р.С. Абдуллина, Г.М. Шайхиева. |